Ленинский мемориал

Филармонии
+7 (8422) 27-35-06, +7 (8422) 44-19-73
Ульяновск, пл. Ленина, д. 1

Ульяновский симфонический оркестр "Губернаторский" 6+

Симфонический вечер откроет целый фейерверк знаменитых оперных увертюр, которые прочно заняли место на концертной сцене. Каждая из них воспринимается как вполне самодостаточная симфоническая пьеса, наделённая яркими мелодиями и впечатляющими контрастами, в то же время, все они выполняют функцию введения в разворачивающееся вслед за ними оперное действие. Так увертюры Россини к опере «Севильский цирюльник» (1816) и Моцарта к опере «Свадьба Фигаро» (1786), стремительные, лёгкие, увлекательные, настраивают на комические сюжеты. Причём, обе увертюры - к операм, написанным по одной и той же пьесе: трилогии французского драматурга Пьера Бомарше (соответственно, 1-й и 2-й её частям).

Увертюры к драматическим, изобилующим сюжетными поворотами произведениям Россини «Вильгельм Телль» и Верди «Сила судьбы» представляют сжатые музыкальные пересказы опер, подчёркивают ключевые моменты будущего действия, интригуя слушателей накалом событий.

Увертюра к опере «Сила судьбы» считается лучшей из увертюр Верди. Её музыка действенна и драматична, в ней звучат фрагменты из нескольких арий, а также короткая гневная мелодия, порой называемая «мотивом судьбы». Опера представляет зрелый стиль композитора, достигшего к этому времени мировой славы. «Сила судьбы» была написана им для России, премьера оперы состоялась в 1862 году в Санкт-Петербурге.

Увертюра Россини к опере «Вильгельм Телль» (1829) знаменита, пожалуй, больше чем сама опера. Она сжато отражает драматургическое развитие оперы, постепенный переход от пасторально-идиллических образов к героическим. Открывает увертюру хоральная тема четырех солирующих виолончелей. После симфонической картины бури, оттеняемой музыкальным пейзажем мирных альпийских лугов, звучит лучезарно-победный марш.

Третья симфония была написана Иоганнесом Брамсом в 1883 году, когда о нём уже заговорили как о первом симфонисте Австрии и Германии, как о преемнике великого Бетховена. Известный дирижёр и пианист Ганс фон Бюлов, которому композитор посвятил свою новую симфонию, признавался ему в одном из писем: «Превращать огонь, затаенный в твоих произведениях, из скрытого в видимый — это любимое занятие... всецело преданной тебе дирижерской палочки». Наряду с бетховенской пламенностью и волевым порывом в Третьей симфонии присутствуют чисто романтические черты, что очень характерно для творчества Брамса: направленность развития к драматическому минорному финалу, особая исповедальная интонация лирики, наличие ведущего мотива, наделённого конкретным смыслом, зашифрованным в нотах … Этот мотив из 3-х нот (в буквенном обозначении: f – as - f), открывающий 1-ю часть и звучащий в симфонии многократно, представляет собой юношеский девиз композитора «свободен, но весел» (frei aber froh).

Особую популярность в концертной практике приобрела третья часть симфонии с её красивейшей темой, быть может, лучшей у Брамса. Простая, напевная, романсовая по своей природе мелодия в процессе развития приобретает множество оттенков и нюансов, отражающих тончайшие движения души.

Эдуард Дядюра – известный российский оперно-симфонический дирижёр, хормейстер и композитор. Окончил Днепропетровское музыкальное училище и Российскую академию музыки имени Гнесиных по классу хорового дирижирования у профессора С.Д. Гусева и по классу оперно-симфонического дирижирования у профессора Э.А. Серова - первого дирижёра Ульяновского симфонического оркестра. Обучался на мастер-классах выдающихся российских дирижёров Ю.И. Симонова и Г.Н. Рождественского. По приглашению Симонова работал вторым дирижером в симфоническом оркестре Московской государственной академической филармонии. Как вспоминает Эдуард Дядюра: «Это были самые ценные годы обучения. Четыре года быть рядом с настоящим мастером и педагогом! Я очень горжусь тем, что Юрий Симонов называет меня одним из лучших своих учеников». В разные годы Дядюра занимал должность главного хормейстера хоровой капеллы России им. Юрлова, работал с симфоническим оркестра «Молодая Россия» и другими московскими оркестрами, симфоническими коллективами многих городов России, ближнего и дальнего зарубежья (США, Англия, Испания, Китай, Германия, Латвия, Литва и др.). В сезоне 2004/2005 дирижировал одной из программ Ульяновского оркестра.

В программе:

Дж. Верди. Увертюра к опере «Сила судьбы»

Дж. Россини. Увертюра к опере «Севильский цирюльник»

В.А. Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»

Дж. Россини. Увертюра к опере «Вильгельм Телль»

И. Брамс. Симфония № 3 фа мажор



1

Отзывы к мероприятию «Ульяновский симфонический оркестр "Губернаторский"»

Нефедьева Елена 09.12.2021 в 14:55
Для концерта подобраны очень приятные произведения . Харизматичный дерижор.
Оставить отзыв

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв

  • Все отзывы
  • Положительные
  • Отрицательные