КОГАУК Театр на СпасскойТеатры
|
||||
+7 (8332) 715-720
КОГАУК Театр на Спасской
|
Это история о юном враче, которого по распределению отправляют в забытую богом глушь. Здесь, в стенах захудалой больницы, его ожидания и идеалы сталкиваются с реальностью. Героя терзают сомнения в себе, своём призвании, в выбранной профессии. Но долг велит бороться даже тогда, когда надежды больше нет. И на пороге новой жизни, когда маячат долгожданные огни Большого города и Большого театра, вдруг охватит юного врача какая-то тоска по этой самой Мурьевской больнице с её странноватыми обитателями, по постоянному ощущению собственной нужности кому-то... Может, это и было счастье?
Режиссёр Яна Селезнёва, ученица Сергея Женовача, слышит в булгаковских рассказах музыку – это и песни вьюги в заснеженной провинции, и «хор» хирургических инструментов, и ансамбль из нестройных голосов персонала и пациентов Мурьевской больницы. Именно поэтому пространство спектакля напоминает нам кабаре. Тяжёлый красный бархат, ослепительный свет софитов, белоснежный грим – яркая театральная эстетика придаёт булгаковским сюжетам эффект остранения. И юный доктор в исполнении артиста Константина Кочнева вновь и вновь выходит к операционному столу как на сцену, где нужно, преодолевая страх каждый раз доказывать свой талант.
Режиссёр – Яна Селезнёва
Продолжительность спектакля: 1 час 50 минут без антракта
24
Отзывы к мероприятию «Записки юного врача.»
Впервые за много лет увидела, что первыми на поклон вышли работники сцены.
В этом тоже много настоящего, понятного, человеческого. Благодарю.
Год назад я смотрела эскиз и понимала, на что иду. Разумеется, постановка претерпела некоторые изменения, но суть осталась той же самой.
Молодой врач, вчерашний выпускник (его прекрасно играет Константин Кочнев) приезжает на глухую станцию, чтобы вести там приём пациентов. Его встречает персонал – фельдшер и две медсестры (Егор Злобин, Анастасия Калиничева, Ольга Чаузова), но всё равно с бедой, болезнями он оказывается каждый раз один на один.
По сути можно сказать, что это спектакль одного героя, все остальные – тени от его волшебного фонарика. Или лучше так, поскольку постоянно идёт тема музыки (больное горло девочки – труба, герой вспоминает Большой театр, играет патефон; по обретении своего «я», своего собственного жёсткого ритма, герой садится за ударную установку и барабанит) – лучше так: они ведут одну партию, но юный Доктор – солист, а остальные – оркестр. Потреплет ли его потом жизнь до того, что он станет циничным и лукавым профессором Преображенским из «Собачьего сердца», тоже страстным любителем классической музыки? Когда смотришь эту постановку, понимаешь: нет, герой Константина Кочнева – не станет, не перегорит.
На «Полотенце с петухами», где парень впервые даёт бой смерти, я не удержалась от слёз. Очень страшно и красиво всё решено. Вместо раздробленной человеческой плоти – размотанные вдоль всей сцены тряпки. Вместо кости – обрубок, который он пилит. Залу становится страшно. За моей спиной на пару секунду затихли даже две хихикающие в режиме нон-стоп дамы. Почему так? Мы видим по телевизору кучи врачебных сериалов, отчего же так жутко и трепетно становится здесь?
А здесь он, герой, один на один со смертью. Он не справится – не победит никто. А смерть даже ощущается своим присутствием за его спиной.
Молодой доктор два раза повторяет выражение «тьма египетская» - это выражение означает и хвори людские, и даёт нам отсылку к Библии (её Михаил Афанасьевич хорошо знал, его отец был профессором богословия, деды – священниками). Дикость, темнота и идущие рука об руку с ними болезни – вот «тьма египетская», напасть, среди которой живёт простой деревенский люд, а молодой медик чувствует себя кем-то вроде Моисея, который хотя бы по официальной обязанности, но должен вывести людей к свету.
Вот вам «Крещение поворотом» - у молодой крестьянки трудные роды, а она идёт пешком в больницу за пять вёрст, потому что свёкор решил, что, мол, из-за здоровой бабы зря лошадь гонять. Вот «Стальное горло» - у малышки Лидки дифтерия, а мать с бабкой приводят её к врачу поздно, когда плёнки почти не дают ей дышать. Юный доктор до ужаса боится операций, ему страшно своими неумелыми действиями отправить пациента на тот свет, взять жуткий груз ответственности – и он почти соглашается, чтобы ребёнка отправили в палату тихо умирать. Однако именно «почти» - в итоге сам долго уговаривает мать и особенно суеверную бабку на трахеостомию: «резать не дадим, дай капель». Он борется с тьмой египетской.
И сам, собственными глазами замечает изменения в себе, внешние и внутренние. Да, они обозначены клоунски: герой делает себе полоски сажей на лбу и под глазами, да и многое в постановке выражено почти буффонадой – но о слишком серьёзных вещах слишком серьёзно говорить нельзя. А здесь идёт борьба за жизнь: что уж серьёзней!
Создатели спектакля не стали продолжать рассказ «Полотенце с петухами», где девушка не только выжила, но и пришла сама увидеть спасителя-врача, пусть и на костылях. В постановке с благодарностью приходит лишь мама ребёнка с дифтерией, а сама трёхлетняя Лидка уже давно о своей болезни забыла и с врачом разговаривать не желает. Мораль проста: делай своё дело и не жди благодарности.
Лейтмотив спектакля - красное солнце смерти, которое восходит над неспасённой девушкой: надо, чтобы оно загоралось как можно реже. Сам юный доктор после окончания своего срока в деревне тоже уходит не в светлое будущее, хотя уезжает в любимую столицу – он уходит в ночь, в метель, в будущую революцию и гражданскую войну.
Это сейчас мой любимый спектакль. Режиссёру Яне Селезнёвой удалось, я не знаю, каким волшебным образом, вплести в простую сюжетную канву - будни деревенского врача - мистицизм Булгакова, его стремление к беспощадной правде и неустанное движение к свету.
Всегда интересно и чуток жаль мне смотреть премьеру, выросшую из эскиза. Это безусловно захватывающее зрелище, как будто бы ранее посмотрел расширенную демоверсию, а теперь смотришь полнометражную вещь. Ты наблюдаешь, как подросток вырос и стал взрослым человеком, изменился. С другой стороны, фишки эскиза помнятся, ждутся, невольно сравниваются , поэтому такого вау-эффекта, как на эскизе, уже нет, ты просто ждёшь, поедет ли ванна, вывалится ли (и откуда) Ольга Чаузова, будет ли туба такой же бездонной и щедрой на вещи, будут ли руки врача снова реально в гипсе и "крови". Тогда это было крутейшие, и этого же ждется от спектакля. И да, оно всё есть, и даже больше есть! Музыкальное и не музыкальное использование музыкальных инструментов, мигание и раскачивание лампочки , бесподобное соло Константина на ударных во взлетающих всплесках белой пыли (почти всю обратную дорогу мы обсуждали, что это за белый порошок; перебрали всё дозволенное и недозволенное, похихикали, из всех околонаучных познаний в памяти выплыл тальк), жуткий душераздирающий скрип Егора Злобина на скрипке (но надо отметить, благодаря этим звукам получалась уникальная иллюстрация происходящего на сцене, создавалось нужное ощущение), на аккордеон смотрела уже даже с любовью, кто из артистов уже на нем только не играет (сознавайтесь, Театр на Спасской , вы ещё и муз.школу у себя для актеров открыли?🤭), а большой барабан своим появлением на сцене всегда обещает нечто неожиданное.
Спектакль очень зрелищный, яркий, красивый, несмотря на в целом неброские цвета костюмов. Благодаря им акцентно смотрелись красные пятна - туфли, руки, "артерия", а находка со светящимися лентами в роли сосудов, а потом нехорошей сыпи, мне так понравилась, просто здорово! Я снова с замиранием смотрела на то, как придумали обыграть ампутацию, трахеотомию, поворот на ножку. Вообще, благодаря таким придумкам и юмору в тексте можно довольно спокойно и даже посмеиваясь смотреть эту вещь, вникать сглаженно в трудные и порой страшные вещи. Вот опиши процесс ампутации сухим чиновничьим языком, и будет страшно представить. А тут даже ножовка в руках врача не пугает нежную душу. Вот за это спасибо тоже.
Присматривалась к одному из своих любимых актеров Николаю Худанину в его таких разных ролях в одном лице. Подумала, что образ внутреннего голоса , наверное, плохо считывался людьми, не видевшими эскиз (там врач перед зеркалом начинал говорить сам с собой, а потом за его спиной появлялся некто, и разговор продолжался уже им или с ним, было более понятно, что это внутренние сомнения и страхи). Ну и отчаяния с драматизмом показалось не вполне. Через 10 показов надо сравнивать с исходником ))) а по мне так это слишком позитивный и игривый актер , чтобы такими ролями его в истерические образы вгонять 🙂
Очень мне нравится сцена с тубой про трахеотомию. Светлана Обухова чудесно играет маленькую девочку, такую непосредственную и в то же время несколько нелюдимую. Как она валенком кидается! Какие у нее косищи длинные шикарные! Как они все трое в эту тубу заглядывают!!! Ну бесподобно смотрится! Такие: чё там, чё там? Ого, вон чё! ... Эх, обожаю этих людей и этот театр.
Смотрела ещё на метания беременной женщины (поразительная пластика Ольги Чаузовой). Горячо ей сочувствовала, ведь этак ее, бедняжку, мутузило по сцене (больничной палате то есть), так кувыркало, что просто диву даёшься. И врач-то с ней тоже накувыркался, пытаясь помочь. Потом красной нитью по истории проходила эта его нелюбовь , а точнее, боязнь родов и рожениц (а, и ещё грыжа! Ущемленная!!!). Молодой зелёный... Но выглядело забавно: говорят ему, пришел больной, - больнОЙ, значит, не женщина, значит, не роды, уффф 😄 . ...
Вьюга так красиво сделана, особенно в конце, при уходе врача, я словно снова в зиму попала. А в кассовом фойе снова шедевральные фото актеров премьерного спектакля, так здорово! Ну молодцы!
В общем, ждала и дождалась. Сделано здорово, с большим юмором и в то же время очень серьезно. Я очень сочувствую герою Константина, вымотанному, быстро повзрослевшему, постаревшему в деревне "год за два", но зато уже утеревшему обсохшее на губах молоко и переставшего удивляться и пугаться разным простым и сложным случаям в здоровье приходящих пациентов. Он ждал, когда закончится его "вахта" , и он сможет вернуться в Москву, где асфальт, витрины, Большой... Дожил. Выжил. Дождался. Уехал. Уже не юнцом. Жестокая и нужная школа жизни, она у каждого своя.
Отличная премьера. По Булгакову, "Записки юного врача". Спасибо, театр!
Очень интересная получилась постановка. Замечательно с помощью образов были описаны сцены врачебной помощи: ампутация, трахеостомирование, осложнённые роды и др. Отлично переданы были страх, неуверенность в своих силах главного героя, только закончившего медицинский и уже получившего возможность быть единственным врачом деревенской больницы. Достоверно показано состояние психического и физического перенапряжения в условиях авральной работы. Как главного героя одолевает шквал противоречивых мыслей и прогнозов относительного состояния пациентов в голове. Также в спектакле прослеживается идея, что не зависимо от квалификации специалиста нередко на положительный исход лечения влияет случай. А за большим врачебным опытом стоят ошибки и эмоциональное выгорание. Но не смотря на всё это люди с истинным призванием продолжают делать своё дело.
В пятницу, 15 марта мы, с девочками, посетили Театр на Спасской и посмотрели изумительную премьеру спектакля "Записки юного врача" по произведениям Михаила Булгакова. 🔥🔥🔥
Тема медицины мне близка, так как моя мама всю свою трудовую деятельность посвятила профессии сестра-хозяйка в хирургическом отделении, а в школьные летние каникулы я подрабатывала там санитаркой. Ну и конечно же при выборе моей професси мне настоятельно была рекомендована именно сфера медицины. Хоть мне нормально давались биология и химия в школе, медиком я быть не хотела, потому что было просто страшно видеть мучения людей и причинять им боль. Поэтому, когда я смотрела этот спектакль, то в очередной раз убедилась верности своего выбора против медицины. Просмотрев постановку на одном дыхании, я мысленно ставила себя на место главного героя и порой мурашки шли по коже от ужасов этой профессии.
Как всегда было безумно интересно смотреть, а потом обсуждать и осмысливать спектакль!!! Спасибо огромное за эмоции Театр на Спасской ❤️❤️❤️
Нам жаль, что спектакль вам не понравился, но мы надеемся, что в нашем репертуаре вы найдете для себя постановки по душе.
Ждем вас в нашем зале снова!
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв
- Все отзывы
- Положительные
- Отрицательные