КОГАУК Театр на СпасскойТеатры
|
||||
+7 (8332) 715-720
КОГАУК Театр на Спасской
|
Почти полвека назад была написана Валентином Распутиным эта история – история о маленькой деревеньке на берегу Ангары, доживающей своё последнее лето. Из-за строительства плотины Матёра должна быть затоплена, а все жители подлежат переселению.
Режиссёр Кирилл Заборихин ставит повесть Распутина, по праву считающуюся одной из вершин позднесоветской прозы, как молитву. Как историю, которую рассказывает старуха Дарья. Только кому рассказывает? Услышит ли кто-то её негромкий голос? Почувствует ли её боль? Боль от прощания с родным домом. Своей землей. Своей жизнью. Своей Матёрой.
Спектакль идёт в камерном пространстве большой сцены
Продолжительность спектакля: 1 час 20 минут без антракта
5
Отзывы к мероприятию «Прощание с Матёрой»
"Прощание в Матерой" - это не просто театральное представление, а настоящее погружение в историю, которое заставляет задуматься над вечными ценностями и человеческими страстями. Это спектакль оставил во мне глубокий след и заставил пересмотреть некоторые исторические события с новой перспективы.
Рекомендую всем, кто интересуется историей, посетить этот спектакль, чтобы почувствововать дух времени и понять, как история продолжает жить в нас.
Из минусов: билеты стоят одинаково для всех, но те, кто сидят на средних и задних рядах половину спектакля не видят. Была на премьере, возможно, данное неудобство уже устранено
Так вот, ответ на этот вопрос у каждого свой, а вопрос стОит того, чтобы задуматься. Зачем? Чтобы показать любовь к своей земле? К малой родине? К своим корням? К своему прошлому, предкам? К роду? Может, ещё что-то? Решите, когда посмотрите постановку, и уверена, найдете что-то своё в поисках смысла постановки. А я сидела весь спектакль с комком в горле, изредка проходящим ненадолго.
История многих деревень, принесенных в жертву прогрессу и достижениям. Да, многие деревни сами вымирают, молодежь тянется в город , остаются острословные бабки и выпивающие мужики, с коровами, сенокосом и могилами своих родителей. Они действительно как столетние деревья, которые не переносят выкорчевывание и пересадку в другое место. На новом они хиреют, сохнут, скучают и гибнут. Им не надо ничего этого нового, совмещённого санузла рядом с кухней, не надо воды в кране и плиты вместо печки. Самовар и домашний хлеб! Повседневная работа и всё своё, родное, знакомое - места, люди, кошки. А тут ГЭС! Переселение куда-то в новый поселок, чуть ли не городские удобства, а свой родной дом сожгут!!! Разве ж можно променять место, куда ты корнями души пророс, где вырос ты и твои родители, где стены дышат временем! Сжечь! Уничтожить! Вырвать кресты из могил, чтобы они потом не плавали в реке над затопленным островом! Вот это кощунство становится последней невыносимой каплей. Кто-то переносит могилы, отрывая умерших и везя гробы с собой на новое место. И надрывный крик бабки Дарьи, которую играла великолепная Татьяна Махнева, показывает весь душевный ужас от происходящего. Играла она несравненно. Речь, манеры, поведение, всё в ней было чисто и живо, настояще, восхитительно правдиво. Она и Марина Наумова восхитили меня особенно сильно своими образами и игрой. Очень точное попадание в образ! Жизнь, а не игра!
Для меня эта постановка как стон людской души , утратившей какую-то опору, твердь, прошлое, род, не знающей, что дальше, куда дальше, зачем? Без связи поколений нет уверенности в жизни, без поддержки родных, даже умерших, нет веры в то, что всё получится, что ты сможешь, что будущее есть. Умом понимаешь важность и нужность ГЭС, ТЭЦ, электричества, бензина , прочих радостей современности, а какой ценой порою это достается - вот пример в спектакле, и вода из реки, с помощью которой планировали затопить остров с деревней, стояла очень близко и у меня в глазах. Тонко звучащий спектакль, как натянутая донельзя струна, на грани разрыва. Иногда разбавляемый острыми частушками, смехом девушек и необычно смотрящейся молодежью на фоне деревенского быта.
Удивительно интересно выглядела перемена местами зрителей и актеров. Актеры играли в зале, там был выстроен , как обычно, нетривиальный и многофункциональный антураж. Деревянная конструкция, напоминающая кладбищенский крест, превращается в экран, на который транслируется онлайн снимаемое видео. Досочки, по которым ходят девушки меж зрительских кресел, как будто по воде аки посуху , потом "встают" и становятся похожи на эти же кресты кладбища или голые остовы деревьев, как бывает на гиблых болотах. Умопомрачительная находка игры света, то это волны, то это пожар, подкрепляемый дымовыми эффектами. Отлично сыграли технические окна на стене в конце зала. Слушайте, я каждый раз восхищаюсь! Каждая досочка, каждый гвоздик в этом театре может сыграть неповторимую и значительную роль! Красиво подсвечивались "образА", икона в красном углу избы. А самовары! Это ж отдельный герой! Символ тепла, уюта, стабильности жизни и гостеприимства. Сколько их , батюшки! И сыграли (конечно!!!) потом затопление. Вообще, журчание воды красной нитью шло через весь спектакль. Умиротворяюще, и в то же время неотвратимо грозно предвещая будущее затопление. Очень необычно сделана сцена побелки избы перед ее покиданием, перед плановым сожжением. И покойников аккуратно убирают перед похоронами, чем изба хуже? Очень красиво получилось и визуально сыграло потом отлично. Вообще, задумки мне очень понравились, всё неординарно. Жаль , с третьего ряда видно было всё очень плохо, сочувствую выше сидящим. Думаю, только первый ряд смотрел и видел всё.
Сумбурно немного получается. Варятся в голове мысли о спектакле, о смыслах, об игре актеров и о каждом герое-образе. О декорациях, о костюмах, о действиях героев и скрытых смыслах действий, заложенных режиссером, актерами, иными создателями действа, и усмотренных зрителем или не найденных ими. Хочется всё облечь во вменяемые слова, но пока эмоции переживания, сочувствия перебивают здравые рассуждения. Татьяна Махнева тронула меня до самой глубины души своей непритворной игрой. Я видела человека, Дарью, но не актрису. Живой страдающий потерянный человек, который уже и не по земле ходит, но и на небеса ещё не забран, вот так подвешенно и находится в непонятном состоянии.
А еще-то, ещё!!! Так здорово сегодня задавали настроение перед спектаклем небольшие приятные мелочи! В холле у гардероба Егор Злобин на деревянной табуреточке играл на аккордеоне мелодию из спектакля. Люди , заходившие в театр, улыбались, глядя на него. Приятно :) А капельдинеры были в платочках на головах. Тоже в стиле спектакля. В холле второго этажа фотовыставка "Заброшенные деревни", украшенная деревянными наличниками, самое главное, что мне в них понравилось, - местами край у них не аккуратно отпилен, а обломан, и вот эта неровность очень ярко иллюстрирует заброшенность, разруху. Здорово! Это всё очень важные и приятные мелочи, радующие глаз и настраивающие на предстоящее действие. Спасибо за это в том числе!
Постановка давит на болевые точки чуткой душе, кому-то смотрится спокойно, я всплакнула, чего греха таить. Обнажает чувства, привязанности, высвечивает горечь потери. Хорошая вещь, хоть и грустная.
UPD. Портреты актеров в кассовом холле за стеклом смотрятся так, как будто за омытым водой окном, вода как будто стекает по стеклу, и вообще я подумала, что портрет плачет... Добавлю позитивную нотку: театр снова придумал и изготовил к спектаклю мерчи "в тему"- деревянные, пахнущие жженым и чуть промасленым деревом подставки для телефона с цитатами из спектакля, деревянные же значки-самовары с цитатами и , конечно, тематические открытки. Не могла не купить, честно!
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв
- Все отзывы
- Положительные
- Отрицательные