КОГАУК Театр на СпасскойТеатры
|
||||
+7 (8332) 715-720
КОГАУК Театр на Спасской
|
Роман немецкого писателя Вольфганга Херрндорфа «Чик. Гудбай, Берлин!» называют главной подростковой книгой десятилетия. Написанный в 2010 году, он вскоре был переведён на 24 языка, а общий тираж книги по всему миру превысил 1 000 000 экземпляров. После публикации романа была сделана театральная адаптация и снят художественный фильм. Любовь читателей и зрителей к героям книги действительно не знает границ. В чём же секрет такой популярности? Быть может в том, что каждому из нас когда-то было четырнадцать, и всё, что нас окружало в тот момент, не очень-то и радовало. Проблемы с родителями. Проблемы в школе. И никаких иллюзий относительно того, в какой «распрекрасный» мир ты попал. Но в жизни каждого из нас случалось такое лето, когда всё вдруг менялось до неузнаваемости... А, главное, менялся ты сам.
«Гудбай, Берлин!» – это классическая история взросления. Роуд-муви. Опасное путешествие, финал которого непредсказуем. Потому что, в конечном счёте, это путешествие не столько по своей стране, сколько по тайным тропам своего сердца. Путь к себе. Настоящему. И возможность себя узнать и принять. Таким, какой ты есть. Даже если окружающие считают тебя полным психом.
Новый спектакль «Театра на Спасской», поставленный молодым режиссёром Александром Трясциным, адресован в первую очередь юному зрителю. Но нам кажется, что посмотреть его важно и взрослым.
А ещё лучше, если вы, взрослые, придёте вместе со своими детьми-подростками. Возможно, после спектакля у вас возникнет потребность сказать им что-то важное, попросить прощения или просто обнять друг друга.
Фотографии
13
Отзывы к мероприятию «Гудбай, Берлин!»
- школьники, которые были на спектакле (а кто-то и в театре) впервые;
- дети разных возрастов, которые уже видели этот спектакль, полюбили и шли с намерением ещё раз насладиться им.;
- группа выпускников филфака – 1999;
- мои школьные подруги, которые тоже давно хотели посмотреть этот спектакль.
И был этот спектакль, смотренный мною уже то ли в шестой, то ли в седьмой раз, каким-то другим, хоть и тем же самым. Нотка прощания чувствовалась.
Зато артисты разошлись вовсю, разыгрались. Каждый был звездой, каждый отыграл на полную. Рэп-батл прозвучал чётко и классно. Зал нынче был особенно живой, на шутки, реплики Чика (Эдуард Макарян) и Майка (Константин Кочнев) реагировал сразу. Только почему-то никто не засмеялся, когда Фридеман (Николай Худанин) на суде выступил в усах и сказал неожиданное: «Я папа Фридемана». Кроме меня, я просто покатилась со смеху.
Зал аплодировал долго, никак не хотел отпускать артистов. Так же приветствовали режиссёра спектакля Александра Трясцина. На сцену вышел директор театра Владимир Грибанов и объяснил: ничего не поделаешь, вследствие разных политических событий авторские права не продлены, а поэтому прощание со спектакле неизбежно.
А мы подарили вместо цветов тематические рисунки, связанные с постановкой. Месяц их рисовали – и те, кто поехал, и те, кто остался: пятиклассники, шестиклассники, девяти-, десятиклассники. Старались и делали это с душой. Алла Чикишева, наша художница, нарисовала целых четыре. Потом выставлю отдельно всё это богатство на своей страничке. Только рисунок для Папы (Алексея Хорева) не дошёл до адресата, дети немножко растерялись.
Гудбай, Берлин, гудбай, песня юности. Хотела добавить беспечная – но нет, не беспечная. Герои книги раздумывают о самых разных и самых глубоких вопросах жизни – семья, смерть, старость, любовь, иные миры…
Мы в свою очередь пожелаем театру таких же замечательных, искромётных постановок, которые вот так же могли бы попасть в сердце и взрослого зрителя, и подростка.
Все актеры были просто заряжены. Чувствовалась особая собранность, отдача, энергия, эмоции. Как прыгал Фрик (Николай Худанин)! Он никогда, кажется, так не прыгал, яростно, высоко. Как играл Чика Эдуард Макарян! Особенно хорошо, живо, ярко. Каждый раз при просмотре обращаю внимание на тонкости режиссерского замысла визуализации и проверяю свои догадки, трактовки. Весь спектакль все "другие" герои ( папа, мама, учитель, одноклассники и прочие) в одежде белых тонов. И лишь к концу стали яркими. Они стали значимыми для Майка, понимаемыми и принимаемыми им, я думаю.
Примеряю события и поступки в спектакле на свою реальную жизнь. Раньше примерила бы роли ребят к себе, сейчас - их к своим детям, а родителей к себе. И то , и другое кажется невообразимым и не принимаемым мной. Мать - алкоголичка, чёрствый отец, ребёнок-то у них без надзора , ненужный, все устраивают свои дела, а Майк по боку. Жаль его. Вот и повелся за человеком, который обратил на него внимание. Хорошо хоть, Чик оказался не совсем уж отвязным парнем , хотя и затащил Майка в приключения и заварухи .
Майк многому научился в их спонтанном нелегальном путешествии. Прежде всего, уважать себя больше, чем чужое мнение. Бонусом пошли навыки общения с девушками, умение перелить бензин из бензобака с помощью шланга, способность к дружбе и умение отдыхать в любом месте.
А для зрителей бонусами на помять стали отличная фотозона с фразами из спектакля, розыгрыш постеров, рэп-баттл актеров после спектакля. Что ж , мы будем помнить! 👍💐 Спасибо за постановку! Я имела честь смотреть её не единожды!!!
ю. Шикарная игра актёров! Будем надеяться, что когда нибудь этот спектакль вновь увидим на сцене ТЮЗа.
В целом, я могу сказать, что спектакль заставил меня задуматься о многом. О друзьях, о приключениях, о любви, о воспитании, о том, как важно быть в контакте с реальностью, о творчестве и созидании.
Это роуд-муви история о двух подростках из 8 класса (которые выглядели, конечно, как вполне себе студенты какого-нибудь колледжа, вуза. Типичная особенность большинства подростковых фильмов, а теперь и книг. И темы у них, порой, совсем не детские.)
Но фокус истории сделан на одном персонаже. Повествование истории велось от лица главного героя Майка. Майк учится в 8 классе и считает себя скучным неудачником. Он типичный, по мнению большинства одноклассников, аутсайдер, "псих". Так все решили в результате прочтения его сочинения перед классом каверзным и строгим учителем, с налетом тоталитарности в поведении, о том, как мальчик провёл своё лето. А лето он провёл весьма и весьма странно и неестественно, как может многим показаться, несмотря на то, что Майк привык говорить только правду, и говорить во всех подробностях. По его сочинению, мама ездила в алко-диспансер, папа отлучался на "деловые встречи" к "коллеге" по работе. А сын просто наблюдал всё это и вёл отдельный образ жизни. Но после прочтения сочинения ему не поверили и прозвали психом. В итоге, отчасти от этого, Майк никому не рассказывает о своих увлечениях, ведь считает всех идиотами. Кроме того, это завязано на его воспитании.
Здесь есть и любовная линия. Параллельно Майк мечтал о том, чтобы самая популярная девочка из его класса Таня заметила его, ведь она ему нравилась до одурения. Только сказать ей он об этом, конечно же, не мог.
Майк, кроме того, и творческий человек. За 3-4 недели он нарисовал портрет Тани, которая, по своей внешности, ужасно похожа на Бейонсе. Вскоре, с помощью Чика, (его напарника, о котором я расскажу позже) Майк отдал ей портрет на еë же вечеринке, на которую его не пригласили. Вскоре он изменил к ней отношение, встретив другую.
Видно, что Майк - человек с богатым внутренним миром и тягой описывать всё вокруг. Его история как никогда светла и добра, чиста среди несправедливости.Такое редко встретишь в современном мире.
Это история о том, как важно показывать себя, открываться людям, заявлять о себе (иначе все просто пройдут мимо), ценить своё время, отдельные моменты жизни. Ведь если бы не Андрей (новенький в классе, русский мальчик-задира с криминальным, загадочным прошлым и широкой родословной, по прозвищу Чик), который затащил Майка в путешествие за пределы Берлина на угнанной полуразвалившейся Ниве, возможно, ничего бы не произошло. Он бы не понял, что мир так прекрасен, что происходит за пределами родного города, что можно невероятно проводить время даже с теми, кто с первого взгляда кажется стрëмным, кого все боязливо уважают (Чик). Андрей научил его действовать. Он поменял его отношение к окружающим. Благодаря Чику Майк также понял, что на самом же деле его глубины боятся, думают, что он не просто так скрытно себя ведёт (Со слов Чика) по типу "значит есть, что скрывать".
Также интересно наблюдать взаимоотношение родителей Майка. Они прекрасно всё понимают насчёт друг друга, но всё равно остаются вместе, потому что не хотят ничего менять. А к ребёнку относятся по разному: папа чрезмерно строг, мама свободолюбива и ласкова, но в последнее время оба отлучились от него, дав его на распоряжение самому себе. Отчего, по сути, Майк и сбежал из дома.
В путешествии Майка и Чика появлялись интересные герои. Например, семья вундеркиндов, которые не знают, где находится ближайший супермаркет, немец старик-ветеран ВМВ, или безбашенная девочка Иза со свалки. Их точки зрения удивляли героев, открывали им новое восприятие мира и придавали свежесть истории.
Спектакль отличается атмосферой летней свободы. Описание главным героем происходящего вокруг переносит нас далеко на безбрежность и многообразие пейзажей Германии. Непредсказуемость повествования держит во внимании, ведь неизвестно: куда в этот раз попадут двое сведённых случаем мальчика? Задумался зритель о чем нибудь стороннем, значит, пропустил очередную шутку или деталь повествования. Динамика сюжета то ускоряется, то замедляется, и это здорово.
Конец оставляет смешанные чувства, но чувство надежды перерастает негативную сторону. Герой изменился, и это нивелирует всё остальное.
В конце большинство зрителей аплодировали стоя.
Из всего сюжета спектакля появляется один главный вопрос: где грань между дозволенностью и счастьем?..
*В целом, история сильно похожа на приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна по идее путешествия двух ребят, сбежавших от взрослых и от повседневности, только в XXI веке. Поскольку я с определённым фанатизмом перечитывал и Тома Сойера, а также с головой погружался в целую серию приключенческих подростковых приключений от Питера Леранжиса под названием "Семь чудес", меня эта история, можно сказать, вернула в детство, за что я сильно благодарен авторам.
Но, несмотря на все плюсы, были и минусы. Игра героев, безусловно, отличалась живостью, но были и некоторые маленькие косяки. Герой мог запнуться, что, может, как раз и придавало живости игре.
Но был один момент, когда герой Майка говорит реплику, описывая произошедшее только что, а этого на сцене не случилось. Эпизод с Чиком и Майком: Чик, по идее, должен был подтолкнуть Майка за плечо, но они просто разошлись на фразе Андрея.
(Фраза была: "У тебя крутая куртка, чувак. Я бы её купил". Она, кстати, часто повторяется и в конце, и служит поводом для улыбки.)
Хочется также отметить интересное по форме спектакля:
1. Чрезвычайно необычные декорации сцены, а именно:
- Белые клеточные стены с липучками для помещения постеров, с которыми герои взаимодействуют во время спектакля. (Настроение героя, его мысли в конкретный момент игры изображены на карточке, и он хватает их, чтобы добавить символику своему поведению. Например: у Майка появилась идея, и он отрывает постер с лампочкой). К тому же, стены перемещаются для смены обстановки.
2. Работу с музыкальным и видео- сопровождением (весьма качественным по звуку и попаданию в настроение):
- Синтезатор в углу, на котором периодически играет Майк, для передачи настроения отдельных моментов;
- визуальное сопровождение на стенах и экране в виде анимаций по тематике и настроению, динамике происходящего и с метафоричными роликами (эпизод с звонком Майка незнакомцу под видом звонка тёте в больнице).
3. Костюмы героев тоже подобраны на современный лад, и дополняют общую концептуальность спектакля.
*Дополнительная деталь:
- Переносная маленькая камера для добавления нового угла зрения на героев, видео с которой выносится на центральный экран над сценой (личный, фронтальный взгляд на героя).
По содержанию:
1. Режиссёр не боится показывать всю полноту жизни, несмотря на рамки театра (взрослые темы, вульгарные реплики героев, подобающие их характеру);
2. Реплики "в сторону" главного героя, обращённые к зрителю, как продолжение его истории;
3. Погружение в атмосферу дополняется описанием главным героем происходящего, за чем нужно тщательно следить.
4. Главная деталь композиции сцены, и одновременно один из лейтмотивов истории - имитированная Лада Нива в виде реквизитов-кубов, на которой путешествуют герои. Она как бы является ещё одним главным героем спектакля, вместе с героями испытывает проверку на прочность, терпит поражения и помогает Чику и Майку. (Подобное можно увидеть в романе Э. М. Ремарка "Три товарища", где гоночная машина "Карл", под кузовом старой гражданской машины помогает главным героям преодолеть различного рода трудности.)
В целом, вот простые, но оттого не менее интересные мысли и просто смешные цитаты, которые я запомнил (не дословно):
- Люби, люби и ещё раз люби. Жизнь коротка, carpe diem, memento mori. (Немец-коммунист, ветеран вмв.)
- Да, ты не можешь держать дыхание под водой бесконечно. Но можешь держать его достаточно долго. (Майк)
- Говори, что думаешь, обо всём. И неважно, что подумают другие! Ведь большинству всё равно! (Мать Майка)
- Почему они не расстанутся? Потому, что им нравится ругаться. Им просто нравится быть несчастливыми.
- О живых существах за пределами Земли: "они думают, что мы здесь есть, потому что мы думаем, что они там есть!" (Майк и Чик)
- Главное понимать, был ли ты счастлив. Остальное - фигня. (Мать)
- Счастлив тот, кто любит.
- Ты "из этих"? (Чик о своём "голубом" подозрении на Майка)
- Папа говорил мне не доверять никому. Говорил, что 99% людей вокруг - плохие. Но, как ни странно, за всё моё путешествие, мне попадался только этот, тот самый 1% людей. (Майк)
Советую "Гудбай, Берлин!" всем, каждый найдёт что-то своё. 10 крутых курток из 10.
Что добавить? Постановка про приключения двух подростков, не принимаемых в классе и пустившихся в путешествие прочь от родного Берлина. Про их восприятие людей, родителей, жизни, любви, дружбы.
Размышления и восприятие поданы глазами Майка (Константин Кочнев). У артиста здесь очень много текста - философских раздумий, описаний природы, просто путевые заметки - и всё произносится так естественно, органично, как будто видишь и думаешь это сам. Майк очень много думает о старости, как бы трансформируя вопрос "зачем мы живём" на свой лад. У него в семье проблемы - мама выпивает, папа занят бизнесом и романами. В конце концов Майка понимает не благополучный и красивый отец, а проблемная мать, которая встаёт на сторону сына: "Самое главное в жизни - чтобы ты был счастлив".
Второй герой Чик (Эдуард Макарян), русский эмигрант - привлекает к себе внимание своей динамичностью, яркостью, живостью: подростки обычно сразу без ума от него. Парень вообще практически брошен, но не теряет оптимизма, он искренний и добрый человек, и самое главное - он действительно верный друг, который пытается выгородить Майка на суде даже ценой собственного благополучия.
В "Берлине" все артисты прекрасны - и Елена Васильева (мать Майка), и кокетливая Татьяна Козик (Анастасия Калиничева), и Иза (Мария Макарова), и учитель Вагенбах (Михаил Андрианов), и великолепный в роли маленького всезнайки Фридемана Николай Худанин.
Спектакль претерпел некоторые изменения в связи, как говорится, с политикой партии, из-за этого в одном эпизоде чуть потерялся смысл. Но этого наверняка никто не заметил, ибо в целом он остался тем же, чем был - замечательной роуд-муви, песней о прощании с детством.
Зал нынче был очень лёгкий, реагировал, смеялся, где нужно, а в финале хлопал стоя. Конечно, подключились и мы!
Наши шестиклассники (многие были в театре впервые) и семиклассники просмотрели всё внимательно; дальше буду беседовать с ними и их мнение по поводу спектакля выясню. Конечно, он им немного рановат по возрасту, но некоторые даже из младших подходили и говорили, что им всё понравилось. А ждать мы не могли, потому что, повторюсь, вступили в эпоху прощания с "Гудбай, Берлин! "
Глубоко, проникновенно, местами тяжеловато, как для понимания, так и для осмысления, но все равно прекрасно❤️ Есть над чем задуматься, люблю такие постановки, чтоб до мурашек👍
По поводу постановки я уже раньше сказала все, что хотела: несмотря на кое-где длинноты, это один из лучших подростковых спектаклей, что я видела. Радостный он и пропитанный светом и болью юности. Но светом больше, и всё у героя Константина Кочнева, Майка, образуется: он находит не только лучшего и преданного друга, с которым переживает невероятные приключения, но и обретает наконец уверенность в себе. А попутно ещё разбирается в своём отношении к сверстникам, к девушкам и, что весьма немаловажно, к своей семье.
Майк в душе - настоящий поэт и философ, поэтому он совершенно зря считает себя нудным. И это в первую очередь прекрасно понимает его новый друг Чик, Андрей Чихачёв. Одинокий, в сущности, мальчишка, этот Чик (Эдуард Маркарян) живёт с братом в почти трущобах, деда своего видел в последний раз в пятилетнем возрасте, о родителях его ни слова - но он не сдаётся, хорохорится, да, как оказалось, обладает не только бойкостью и лёгким характером, но и такими высокими душевными качествами, до которых, например, благополучному отцу Майка (Алексей Хорев) вовек не дорасти.
Смотрела спектакль в четвёртый или в пятый раз. Нынче ежевичный батл было было слышно чётко, это здорово. Моё внимание в этот раз привлекли рассуждения Майка о старости. Он задумывается о ней даже во время весёлой прогулки ("И так меня это всё загрузило... ")
Плавно перешли к неприятному. Меня на этот раз загрузили некоторые зрители. Бог с ним, что они видели только внешнюю сторону спектакля и хихикали где только можно. Два раза поблизости в зале звонил телефон. Но самым вопиющим было хождение по залу, которое открыл какой-то юнец с первого ряда. И пошли выходить-заходить, даже не пригибаясь перед сценой. Хотелось просто встать и отвесить им воспитательного пенделя. Очень отвлекало от просмотра. И артистам наверняка мешало, мне было очень жаль их трудов и этого волшебного спектакля.
К счастью, благодарной публики в зале все-таки оказалось больше. Хлопали в финале долго, кричали браво. Мы тоже хлопали и остались очень довольны.
В этот раз нашим спутником (кроме постоянных театрофилов из десятого класса) был 8 Б, представители которого в большинстве своём в первый раз смотрели взрослую постановку. И честно говоря, мы им завидовали. Потому что мне кажется, что увидеть «Гудбай, Берлин!» в первый раз – это большая радость и чистое наслаждение.
Честно говоря, я несколько переживала за новообращённых театралов. Поглядывала на них сквозь суровые очки. Но они смотрели на сцену очень внимательно, даже затаив дыхание, а потом я и сама про них забыла, с головой уйдя в увлекательную историю первой дружбы подростков, первой влюблённости (почти сразу и в двух разных девушек – но это ничего, верно?), первых разочарований и прекрасного, хоть немного диковатого, летнего путешествия.
Спасибо за этот радостный и тревожный путь Майку (Константин Кочнев), Чику (Эдуард Макарян), Изе (Мария Макарова), Фридеману (Николай Худанин), режиссёру Александру Трясцину и многим-многим другим создателям спектакля.
Всегда на «Гудбай, Берлин!» отдыхаю душой. Это просто поэзия, песня о юном восприятии мира. То, что язык этой поэзии подростковый, ничуть не умалят её красоты и лиричности.
Поскольку мы сидели на первом ряду, то
1. Были очарованы больше остального зала.
2. Смогли перед всеми блеснуть новым мерчем. В антракте увидели в фойе прикольные театральные значки, и Татьяна Владиславовна тут же подарила такой Ульяне, которая сдаёт у неё ЕГЭ по биологии. Хорош!
3. Вскочили, чтобы хлопать, первые.
4. Артисты (конкретно – Николай Худанин) на поклоне мне прямо в руки кинули мячик, расписанный их автографами. Дети потом мне страшно завидовали.
Просто отличный субботний вечер!
Ваши отзывы - это особый вид искусства! Нам безумно приятно, что у нас есть такие внимательные, такие талантливые и такие чуткие зрители, как вы!
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв
- Все отзывы
- Положительные
- Отрицательные