Костромской губернский симфонический оркестрКонцертные залы
|
||||
+7 (4942) 42-77-61
Костромской губернский симфонический оркестр
|
Феликс Мендельсон всегда умел удивлять. В девять дал первый концерт как пианист. В десять дебютировал в качестве вокалиста. А в двенадцать начал писать струнные симфонии – и за два года «выдал» тринадцать произведений в этом жанре. Во многом подражательные (юный композитор, конечно, вдохновлялся предшественниками – от Гайдна до Моцарта), они не стали жемчужинами в творчестве Мендельсона, но без них жемчужин не появилось бы вовсе. Программу 19 января откроет одно сочинение из этого раннего цикла – Струнная симфония №10 си минор.
Продолжит вечер «ровесник» тринадцати симфоний – Концерт для скрипки, фортепиано и струнного оркестра, или Двойной концерт, созданный 14-летним Феликсом Мендельсоном в 1823 году. Закончить сочинение молодой автор торопился к 25 мая – в этот день в берлинском доме Мендельсонов был назначен небольшой концерт. Вместе со своим учителем скрипки Эдуардом Рицем Феликс исполнил новинку, а после премьеры в узком семейном кругу… переделал партитуру. Как предполагают исследователи, именно в Двойном концерте Мендельсон впервые «впустил» в свою музыку духовые и литавры. Так что 3 июля 1823 года завсегдатаи берлинского Шаушпильхауса услышали отредактированную и в некотором смысле новаторскую версию концерта.
«МендельСОН в зимнюю ночь» – программа, посвящённая прежде всего Феликсу Мендельсону. Но не ему одному. Второе отделение начинает сэр Эдвард Элгар и его Соната для скрипки и фортепиано ми минор. Её рождение напрямую связано с «гением места» – Фиттлвортским лесом и его особенной атмосферой. Именно в этих краях леди Элгар купила домик, чтобы его уют и природные красоты стали новым источником вдохновения для мужа. Её надежды оправдались: последний в судьбе Элгара творческий «рывок» действительно случился – в окрестностях Фиттлворта на пороге 1920-х годов. Леди Элгар уверяла, что в медленной части Скрипичной сонаты ощущается «лесная магия», а сам композитор говорил, что его соната «полна золотых звуков». Это прекрасное сочинение Эдвард Элгар посвятил подруге семьи Мари Джошуа, успевшей узнать о рождении произведения и чудесном посвящении, но, к сожалению, не дожившей до первого исполнения сонаты. Премьера состоялась в марте 1919 года на полупубличном собрании Британского музыкального общества, партию скрипки исполнил друг композитора Уильям Рид, за фортепиано был Энтони Бернард.
Завершит первый камерный концерт наступившего года ещё одна Соната для скрипки и фортепиано №3 – великого норвежца Эдварда Грига. Третья скрипичная соната – последнее камерно-инструментальное сочинение гения (оно закончено в январе 1887 года). Последнее, но, по признанию самого Грига, «открывающее новые горизонты». Звучит парадоксально, однако композитор не лукавит: Третья скрипичная соната в самом деле сильно отличается от своих предшественниц. Норвежский колорит здесь отходит на второй план, ступая место драматической интонации, созвучной той, что звучит в «Крейцеровой сонате» Людвига ван Бетховена. На драматизм работает и трёхчастная структура цикла: крайние части в до-миноре контрастируют со срединной ми-бемоль-мажорной и, конечно, одолевают её. Первым исполнителем сонаты стал скрипач Адольф Бродский – выходец из Российской империи. Услышав его, Григ восхитился: «Именно такой я и задумал сонату, но только не верил, что мои намерения кому-то удастся так полно воплотить».
Воплощать намерения Мендельсона, Элгара и Грига вместе с Костромским губернским симфоническим оркестром вечером 19 января будут столичные музыканты, лауреаты международных конкурсов – скрипач Кирилл Кравцов и пианистка Алиса Куприёва.
Кирилл Кравцов родился в 1987 году в Вильнюсе. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории (класс Марии Кесельман), а затем саму консерваторию (класс профессора Майи Глезаровой). Прошёл обучение в ассистентуре-стажировке в классе профессора Владимира Иванова. IОбладатель гран-при VМеждународного конкурса «Маленький принц», IIпремии Международного конкурса скрипачей имени Ярослава Коциана, Iпремии Первого всероссийского музыкального конкурса, Iпремии VI Международного конкурса скрипачей в Астане, лауреат конкурсов камерных ансамблей в Италии, имени С. И. Танеева, в Австрии. Кирилл Кравцов играет в ансамбле с выдающимися музыкантами: Элисо Вирсаладзе, Борисом Березовским, Наталией Гутман, Феликсом Коробовым, Саулюсом Сондецкисом и другими.
Алиса Куприёва родилась в 1990 году в Харькове. Начала заниматься на фортепиано в четыре года. А уже в девять лет становится лауреатом II Международного конкурса пианистов им. Д. Д. Шостаковича в Москве (III премия). С 2004 обучается в Харьковской средней специальной музыкальной школе (класс народной артистки Украины, профессора Т. Б. Веркиной). В 2007 году пианистка переезжает в Москву и продолжает свое обучение в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории в классе народного артиста России, профессора Ю. С. Слесарева. В его же классе оканчивает консерваторию с отличием.
В 2012 году Алиса Куприёва была приглашена как солист-ансамблист на знаменитую серию концертов камерной музыки «European Auditions» (Лейпциг, Германия), а в 2013 становится приглашенным пианистом-ансамблистом на Международном конкурсе альтистов Юрия Башмета (Москва, Россия).
Алиса Куприёва – лауреат престижнейших международных конкурсов, среди которых Международный конкурс камерных ансамблей «Музы Мира» (Москва, I премия), Международный конкурс пианистов «Musical Art» (Москва, Гран-При), Международный конкурс им. Брамса в австрийском Пёрчахе-ам-Вортерзее (Iпремия) и многие другие. В 2017 году пианистка приняла участие в концертной серии «Звёзды Yamaha» в Сочи, где впервые исполнила двойные концерты с камерным филармоническим оркестром под управлением Олега Солдатова. В том же году стала участницей эксклюзивных концертных серий в Милане и Венеции в дуэте с молодой талантливой скрипачкой Франческой Бонаитой – ученицей известного скрипача Сергея Крылова.
Алиса Куприёва – автор и продюсер следующих камерно-инструментальных проектов: «Yamaha Chamber Series: Сонатные диалоги» в гостиной Дома учёных (Московская область, г. Черноголовка), Лофт-Филармония (Москва, Культурный центр ЗИЛ), «MetroConcertArt» (Московский международный Дом музыки), «Лофт Филармония: серия для тинейджеров (Черноголовка, Московская область), «Лофт Филармония 3D» в Белгородской филармонии.2
Отзывы к мероприятию «Камерный концерт «МендельСОН в зимнюю ночь»»
Не ожиданно продолжительный (3 часа) концерт. После концертов в одно отделение в Костромской филармонии (в среднем 1,5 часа) кажется через чур длинным.
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв
- Все отзывы
- Положительные
- Отрицательные