Костромской губернский симфонический оркестр

Концертный зал
+7 (4942) 42-77-61
Костромской губернский симфонический оркестр

Концерт "Выше своей судьбы" 6+

 
Подпишитесь на мероприятия Костромы

Сергей Прокофьев не обнаруживал в себе любви к фольклорной музыке. Пока не встретился с… еврейскими мелодиями. Это произошло в 1919 году в Америке: находящийся там композитор пересекается с еврейским секстетом из Петербурга «Зимро», виолончелиста которого – Иосифа Чернявского – хорошо знает. Именно Чернявский просит Прокофьева написать небольшую пьесу для его коллектива и показывает еврейские мелодии. Очарованный ими, Сергей Прокофьев создаёт такую непривычную для себя Увертюру на еврейские темы – народно-жанровую (здесь угадывается быстрый танец, который танцевали на традиционных свадьбах, звучит песня невесты, обращённая к родителям, слышится разговорная еврейская речь), полную доброго юмора и света, сосредоточенную на кларнете, главном инструменте клезмерских ансамблей. Лёгкая по настроению, увертюра и писалась легко – всего за полтора дня, ещё неделя ушла на иструментовку. И уже в начале 1920-х годов сочинение тепло встретили и Нью-Йорк, и Москва.

Чуть раньше написан Концерт №1 для скрипки с оркестром. Ещё в 1915-м Прокофьев задумал скрипичное концертино. Но за два года замысел разросся: молодой композитор дерзнул создать целый Концерт для скрипки с оркестром – жанр, пребывавший в то время в глубоком кризисе. После Чайковского и Глазунова выдающихся концертов в русской музыке не создавал никто – явившееся прокофьевское чудо сумело изменить ситуацию. Правда, не сразу. Это сейчас очевидно, насколько прекрасны обе медленные части концерта, обрамляющие быструю, сколько здесь напевности, широкого дыхания и как виртуозна и нова для своего времени партия скрипки. А в начале двадцатого века новое сочинение Сергея Прокофьева категорически не приняли. Намеченной на ноябрь 1917 года премьере вообще было не суждено случиться: помешала революция. Чуть позже Скрипичный концерт прозвучал в Париже, но и тут его постигла неудача: впервые новатора Прокофьева упрекали за совершенно противоположное – традиционализм, приверженность романтизму и даже «мендельсонизм». Может быть, виной тому была солнечность сочинения, такая чуждая для мира, который сотрясали войны и революции. Так или иначе, Концерт №1 для скрипки с оркестром со временем всё-таки поборол судьбу: благодаря скрипачу Йожефу Сигети, расслышавшему в нём «настроение маленького мальчика, внемлющего сказке», сочинение обрело заслуженную популярность.  

Несомненно, выше своей судьбы оказался Пётр Ильич Чайковский в 1877 году. Именно в этот год он совершил роковую ошибку – женился. Опыт, ставший для композитора настоящим кошмаром, и окончательное осознание собственной инаковости расстроили и без того неустойчивую психику гения. На помощь пришла, конечно, Надежда Филаретовна фон Мекк – ангел-хранитель Чайковского. Благодаря её материальной помощи и назначенной Министерством двора ежегодной пенсии композитор сбегает за границу – восстанавливать душевные силы. Именно в этот период и создаётся Симфония №4. «Я жестоко хандрил прошлой зимой, когда писалась эта симфония, и она служит верным отголоском того, что тогда испытывал», – сообщает Пётр Ильич в письме Надежде Филаретовне. И, изменяя своим всегдашним принципам, описывает программу сочинения. В центре здесь, конечно, тема фатума, который не одолеть, но от которого можно ненадолго спастись – с помощью сладкой грёзы, воспоминаний, меланхолии, сумбурных образов, возникающих на пороге сна, а ещё – с помощью чужого счастья. В финале симфонии возникает образ народных гуляний, глядя на которые можно вдохновиться и продолжить жить… «Пеняй на себя и не говори, что всё на свете грустно. Есть простые, но сильные радости. Веселись чужим весельем. Жить всё-таки можно», – к такому выводу приходит Чайковский и продолжает свой земной путь вопреки всем превратностям судьбы.  

Вместе с Костромским симфоническим оркестром вечером 26 января будет играть Сергей Островский, которого называют «одним из самых выдающихся израильских скрипачей». Он родился в 1975 году в России в семье музыкантов. Вдохновленный талантом и необычайной музыкальностью своего отца Валерия Островского, концертирующего пианиста и профессора, в шесть лет начал играть на скрипке. Уже в восемь лет юный музыкант впервые выступил на публике, а в тринадцать сыграл с симфоническим оркестром. Учился в музыкальном училище при Нижегородской государственной консерватории у Лазаря Гантмана и Юрия Глуховского. В 1991 году семья Островских эмигрировала в Израиль, где Сергей продолжил учебу у профессоров Яира Клесса и Ирины Светловой в Академии Рубина в Тель-Авиве (с 2005 года — Высшая школа музыки Бухмана-Мехты). Получил диплом бакалавра в классе Натальи Морозовой в 2000 году, а ещё через два года – диплом магистра в Амстердамской консерватории (педагог Александр Керр).

Сергей Островский -- концертмейстер Авивского квартета, солист и концертмейстер Оркестра Романской Швейцарии и OrquestadelaComunidadValenciana, профессор скрипки филиала HEM de Geneve Neuchatel. В качестве солиста выступал с Оркестром Романской Швейцарии, Израильским филармоническим оркестром, Кейптаунским филармоническим оркестром, Йоханнесбургским филармоническим оркестром, Бруклинским филармоническим оркестром, Иерусалимским симфоническим оркестром, Израильским камерным оркестром, Московским филармоническим оркестром и многими другими. Играет на скрипке 1716 года, изготовленной Джованни Гранчинно и приобретенной благодаря Джеймсу Майерй и «Цфонот Тарбут», некоммерческой организации по поддержке искусства в Израиле.


0

Отзывы к мероприятию «Концерт "Выше своей судьбы"»

Пока что нет ни одного отзыва
Оставить отзыв

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв

  • Все отзывы
  • Положительные
  • Отрицательные