Костромской губернский симфонический оркестр

Концертные залы
+7 (4942) 42-77-61
Костромской губернский симфонический оркестр

Концерт «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» 6+

 
Подпишитесь на мероприятия Костромы

«Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» – парадоксальное сочинение. Эту первую в истории русской музыки ораторию создал не Александр Алябьев и не Дмитрий Бортнянский – знаменитые композиторы рубежа 18-19 веков, а крепостной Николая Шереметева Степан Дегтярёв. Крестьянский мальчишка, воспитанник певческой школы графа-меломана и звезда его домашнего оперного театра в Кусково. Но и это ещё не всё. Написанная в 1811 году, оратория впервые была исполнена целиком только спустя сто семьдесят лет после премьеры – в 1987-м, а опубликована и вовсе в 2006-м. Но при этом фрагменты из неё звучали в самые напряжённые моменты отечественной истории: в годы Первой мировой войны и в разгар Великой Отечественной. Что сочинение Степана Дегтярёва вновь исполняется именно сейчас, в эпоху очередных серьёзных испытаний для России, очень символично. Как символично и то, что исполняется оно в Костроме – на земле, где в марте 1613 года воззванием на российский престол Михаила Романова окончательно завершилась Смута.

Именно Смутному времени на Руси Степан Дегтярёв посвящает свою ораторию. А точнее, той силе, которая смогла эту Смуту одолеть – силе народного единения. Неслучайно в эпиграф либретто вынесены такие слова: «Пойдем! Душами съединимся, / России храбрые сыны, / Усердьем, верой ополчимся / К защите отческой страны». Во имя борьбы за сильную Россию в оратории Дегтярёва «съединяются душами» все, забывая и о сословных различиях, и о собственных амбициях, и о личных интересах. Един даже музыкальный строй сочинения: вся музыка пронизана энергетикой, устремленной ввысь, номера оканчиваются неуклонным мелодическим подъёмом, а каждое из трёх действий завершается молитвой. Неудивительно, что в 1811 году, когда Степан Дегтярёв завершил партитуру, появление оратории «Минин и Пожарский» стало грандиозным событием для всей России. Страна готовилась к войне с Наполеоном – и оратория, в которой величественный и виртуозный музыкальный материал сочетался с искренней любовью к России и ко всему русскому, конечно, оказалась одним из главных символов эпохи. Быть может, сочинение Дегтярёва даже сыграло свою особенную роль в победе над французами? Найти ответ на этот вопрос можно будет уже 18 марта в Доме музыки, где ораторию «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» исполнят Костромской губернский симфонический оркестр под управлением Павла Герштейна, Московский государственный академический камерный хор и звёзды мировой оперной сцены.

Московский государственный академический камерный хор известен всему миру как Хор Минина. Причём «всему миру» здесь не преувеличение: созданный в 1972 году дирижёром Владимиром Мининым, за полвека коллектив побывал на всех континентах, кроме Австралии, и везде вызывал фурор. Уникальный синтез творческих принципов камерного ансамбля солистов и академического хора делает Хор Минина буквально всемогущим: в его репертуаре есть всё и даже больше – от сочинений Западного Возрождения и барокко до древней духовной русской музыки и творений современных композиторов. В своих турне коллектив под руководством Владимира Минина выступал в сопровождении лучших отечественных оркестров: Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского, Российского национального оркестра, Государственного академического симфонического оркестра имени Е. Ф. Светланова, Симфонического оркестра Мариинского театра, Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» и других. Среди солистов, связанных с Хором Минина узами многолетнего партнерства, – великие мастера разных поколений: Елена Образцова, Ирина Архипова, Александр Ведерников, Евгений Нестеренко, Иосиф Кобзон, Зураб Соткилава, Паата Бурчуладзе, Мария Гулегина, Ольга Бородина, Хибла Герзмава, Александр Гиндин, Екатерина Мечетина, Агунда Кулаева, Алексей Татаринцев, Вероника Джиоева, Василий Ладюк, Алексей Тихомиров. Дискография коллектива насчитывает более 40 альбомов, изданных, в том числе, всемирно известной звукозаписывающей фирмой Deutsche Grammophone. В 2019 году маэстро Владимир Минин стал президентом Хора, а художественным руководителем назначен Тимофей Гольберг.

Екатерина Лёхина (сопрано) – выпускница Академии хорового искусства имени В. С. Попова. В середине 2000-х дебютировала в Вене в партиях Мадам Херц в «Директоре театра» и Царицы ночи в «Волшебной флейте». Потом была Немецкая опера и Государственная опера в Берлине, Королевский театр Ковент-Гарден в Лондоне и Королевский театр Реал в Мадриде, Большой театр в Женеве и Опера в Монте-Карло, Тулонская опера и Национальная опера в Пекине и, конечно, Государственный академический Большой театра России – Екатерине Лёхиной покорились крупнейшие мировые оперные сцены. И престижные музыкальные премии и конкурсы: «Грэмми», «Diapason d’Or», «Operalia», основанный Пласидо Доминго.

Георгий Фараджев (тенор) – выпускник хорового училища им. А. В. Свешникова по классу «Хоровое дирижирование» и Российской академии музыки им. Гнесиных по классу «Сольное пение». Стажировался в музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, в международной оперной студии при оперном театре Цюриха, с 2008 года – солист Московского театра «Новая опера» имени Е. Колобова. Лауреат Международного конкурса вокалистов имени Джованни Мартинелли и Аурелиа­но Пертиле.

Станислав Мостовой (тенор) известен ценителям оперного искусства обеих российских столиц. Мостового нередко можно услышать в Государственном академическом Мариинском театре (он воспитанник ленинградской школы – выпускник Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова), с 2012 по 2019 годы был солистом оперной труппы Государственного академического Большого театра, а с 2019-го является солистом Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова. В репертуаре артиста – арии Ромео в «Ромео и Джульетте» Ш. Гуно, Ленского в «Евгении Онегине» П. И. Чайковского, Лыкова в «Царской невесте» Н. А. Римского-Корсакова, Григория Отрепьева в «Борисе Годунове» М. П. Мусоргского и многие другие. Станислав Мостовой – солист Арт-проекта «Тенора XXI века».

Михаил Гужов (бас) – заслуженный артист России, солист Московского музыкального театра «Геликон-опера», приглашенный солист ведущих театров России: Государственного академического Большого театра, Михайловского театра, театров Екатеринбурга, Саратова, Самары, Казани, Омска, Астрахани. Среди наград Михаила Гужова премия им. Ф. И. Шаляпина II Международного конкурса им. С. В. Рахманинова, звание лауреата II Международного конкурса молодых оперных певцов им. Н. А. Римского-Корсакова, золотая медаль «Национальное достояние» Международного благотворительного  фонда «Меценаты столетия», премия Фонда Ирины Архиповой. В репертуаре мастера свыше шестидесяти разнообразных оперных партий, среди которых партии Бориса Годунова в одноимённой опере М. Мусоргского, Кончака («Князь Игорь» А. Бородина), Царя Додона («Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова), Кочубея («Мазепа» П. Чайковского), Кухарки  («Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева), Заккарии («Набукко» Дж. Верди), Дона Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини).


1

Отзывы к мероприятию «Концерт «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы»»

Карпова Юлия 20.03.2025 в 09:28
Очень понравился! Под положительным впечатлением нахожусь.
Оставить отзыв

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв

  • Все отзывы
  • Положительные
  • Отрицательные