Костромской губернский симфонический оркестр

Концертный зал
+7 (4942) 42-77-61
Костромской губернский симфонический оркестр

концерт " Великого Петра творенья" 6+

Купить билеты 

 
Подпишитесь на мероприятия Костромы

Император Пётр Первый – Великий, потому что создал великую Россию. Пётр Ильич Чайковский – великий поэтому же: вот уже полтора столетия в любой точке планеты Россию узнают по великой музыке Чайковского и любят Россию – за великую музыку Чайковского. Этой музыки так много (Пётр Ильич оставил после себя почти полтысячи сочинений), эта музыка настолько разная, что ни один – и даже большой юбилейный – концерт не продемонстрирует всё величие Чайковского. В честь 185-летия гения Костромской губернский симфонический оркестр исполнит лишь избранные его творения, зато – безоговорочно любимые меломанами и в неожиданной интерпретации.

Если русская опера, то, конечно, «Евгений Онегин», если русский балет, то однозначно «Щелкунчик» – Пётр Ильич Чайковский вывел отечественное оперно-балетное искусство к недосягаемым вершинам. Июньский концерт в Доме музыки позволит костромским слушателям прикоснуться к ним – и изумиться. В праздничной программе прозвучит Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин» и сюита из балета «Щелкунчик», обе в версии… для кларнета с оркестром.

Когда весной 1877 года, вдохновлённый идеей оперной артистки Лизаветы Лавровской, Чайковский принялся за своего «Евгения Онегина», все вокруг скептически улыбались: ну какая из этого «несценичного» пушкинского текста может выйти опера? И первые её показы в самом деле не имели большого успеха. Публика ждала таких привычных внешних эффектов и любовной интриги, а получила – настоящую музыкальную психологическую драму. Постепенно гений Чайковского одолевал многолетнюю инерцию русского оперного искусства, однако по-настоящему грандиозно «Евгений Онегин» зазвучал на рубеже 19 и 20 веков. И началось всё с Ленского в исполнении Леонида Собинова. Юный, вдохновенный, чистый, Ленский-Собинов стал выдающимся явлением русского музыкального театра, а позже – и мирового. Именно коронная ария Ленского из «Евгения Онегина» прозвучит в костромском Доме музыки вечером 18 июня.

Если «Евгений Онегин» в 1877 году родился у Чайковского по большой любви, то «Щелкунчик» спустя четырнадцать лет – по необходимости. Получив летом 1890 года от директора императорских театров Ивана Всеволожского новый заказ – на одноактную оперу и двухактный балет, композитор писал брату Модесту: «Опера меня так занимает… Но главное, отделаться от балета». «Отделывался» от балета Чайковский больше года – столько, с постоянными перерывами, длилась работа над материалом, к которому не очень-то лежала душа. По иронии судьбы, и сам «нелюбимый» балет, и сюита из него, завершённая в феврале 1892 года, оказались едва ли не самым прекрасным и популярным творением Петра Ильича Чайковского. В версии для кларнета Сюиту из балета «Щелкунчик» и арию Ленского из оперы «Евгений Онегин», а также Канцону для кларнета и струнного оркестра Сергея Танеева, любимого ученика Чайковского, в концерте «Великого Петра творенья» вместе с КГСО исполнит Сергей Елецкий.

О Сергее Елецком достаточно сказать одно: он победитель ARD в Мюнхене, и музыкальные гурманы всё сразу поймут. ARD – один из самых старых и престижных мировых конкурсов, и Сергей Елецкий – первый российский кларнетист, покоривший его.  Выпускник Центральной музыкальной школы (класс заслуженного артиста России, солиста Большого театра Владимира Ферапонтова) и Московской государственной консерватории (класс профессора Евгения Петрова), он сделал головокружительную для классического музыканта мировую карьеру. После победы на ARD последовали другие, не менее яркие – на Конкурсе Карла Нильсена в Дании в 2013-м, на Международном конкурсе кларнетистов в бельгийском Генте в 2015-м, ещё три года спустя – на XVI Конкурсе им. П. И. Чайковского, где Сергей Елецкий удостоился специального приза. Сегодня кларнетист выходит на сцену с лучшими оркестрами мира, среди которых Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнёва и оркестр MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса, оркестры Баварского Радио, Мюнхенского Радио, Мюнхенский камерный оркестр, Брюссельский симфонический оркестр,

В программе 18 июня, целиком посвящённой Петру Ильичу Чайковского, конечно, прозвучат и его блестящие симфонические сочинения: Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» и Оркестровая сюита №3. Увертюра «Ромео и Джульетта», кажется, просто обязана звучать в каждом именинном концерте Чайковского, ведь сам композитор любил её безоговорочно и исполнял при каждом удобном случае: под управлением автора она являлась слушателям в Петербурге, Праге, Берлине… Несмотря на многократные переделки, менявшие практически всё – от интродукции до финала, Пётр Ильич считал свою музыкальную версию шекспировской трагедии превосходной – и был абсолютно прав. Тема любви Ромео и Джульетты – совершеннейшая из лирических тем Чайковского, тема вражды Монтекки и Капулетти – одна из самых ярких и страстных в его музыке. Яркая и страстная вообще вся увертюра «Ромео и Джульетта»: огромное полотно Шекспира, насквозь пропитанное любовью и кровью, Чайковский превращает в 20-минутную музыкальную вспышку, которая ослепляет, обжигает и навсегда остаётся в сердце. Навсегда западет в душу тому, кто однажды её услышит, и Оркестровая сюита №3. Это сочинение у Чайковского «не из первого ряда», но сколько в нём удивительного: упоительная, как романс или пастораль, первая часть, совершенно инфернальный вальс в середине и театрально-танцевальный финал. А всё вместе – очаровательная загадка, которую хочется разгадывать снова и снова.     


0

Отзывы к мероприятию «концерт " Великого Петра творенья"»

Пока что нет ни одного отзыва
Оставить отзыв

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв

  • Все отзывы
  • Положительные
  • Отрицательные