Костромской губернский симфонический оркестр

Концертные залы
+7 (4942) 42-77-61
Костромской губернский симфонический оркестр

«Галантная Европа: Вена, Мюнхен, Копенгаген» 6+

 
Подпишитесь на мероприятия Костромы

Монументальный, глубокомысленный, полный героики и драматизма – ну кто не знает такого Людвига ван Бетховена? А теперь познакомимся с другим – молодым музыкантом, который недавно перебрался из маленького Бонна в роскошную Вену и уже начал покорять её… Именно в эти счастливые годы, на рубеже XVIII и XIX столетий, Бетховен, не желая довольствоваться исключительно славой пианиста, берёт уроки скрипичной игры у своего друга – виртуоза Игнаца Шупанцига. И пишет фа-мажорный (ориентировочно 1798 год) и соль-мажорный (1802 год) романсы для скрипки с оркестром – удивительно светлые и лирические произведения. Вечером 5 февраля в Большом зале Костромского губернского симфонического оркестра эти бетховенские сочинения прозвучат совершенно особенно – в версии для кларнета с оркестром.

Эпоха романтизма породила гениальных композиторов и исполнителей, подарила миру сотни великих сочинений и заново открыла… кларнет – уже как самодостаточный, солирующий инструмент. Один только Карл Мария фон Вебер, немецкий романтик, посвятил кларнету шесть произведений – и совсем неслучайно. В 1810 году 24-летний музыкант вместе с отцом вынужден покинуть Штутгарт: его обвиняли в причастности к финансовым махинациям вюртембергского двора. За год Вебер меняет восемь городов и, наконец, останавливается в Мюнхене, где происходит судьбоносная для него встреча – с Генрихом Йозефом Берманом, игравшим партию первого кларнета в оркестре баварской придворной капеллы. Эта встреча положила начало одному из самых плодотворных союзов композитора и исполнителя в истории мировой музыки: именно Берману Вебер посвящает все свои кларнетовые сочинения. Квинтет для кларнета и струнных пишется долго, с перерывами – с сентября 1811 года по август 1815-го. Но наслышанный о новом сочинении, Берман просит разрешения сыграть его уже весной 1813 года, пусть даже без последней части – и, конечно, композитор соглашается. В первой программе 2020 года вместе с Костромским симфоническим оркестром и Квинтет Карла фон Вебера (его оркестровую версию), и романсы Бетховена сыграет хорошо знакомый костромичам Валентин Урюпин.

Победитель и обладатель всех спецпризов VIII Международного конкурса дирижеров имени Георга Шолти во Франкфурте, Валентин Урюпин – один из самых разносторонних и востребованных российских музыкантов молодого поколения. Художественный руководитель и главный дирижер Ростовского академического симфонического оркестра, дирижер Пермского театра оперы и балета, лауреат VМеждународного конкурса дирижеров имени Густава Малера в Бамберге (май 2016 года), победитель Всероссийского конкурса дирижеров в Москве, Валентин Урюпин также продолжает карьеру кларнетиста.

  Выпускник Московской консерватории (класс Евгения Петрова), он посещал мастер-классы ведущих кларнетистов мира: Романа Гийо, Чарльза Найдика, Жака ди Донато, Николя Бальдеру, Мишеля Летьекома и многих других. Валентин Урюпин - самый титулованный кларнетист России, лауреат и призер крупнейших кларнетовых конкурсов: Женевского, ARD в Мюнхене, UNISA в Претории, конкурса Крусселя в Финляндии, конкурсов в Генте, Пекине, Байрейте, Праге, соревнований в Италии, Болгарии, Казахстане, России. Среди коллективов, с которыми сотрудничает Валентин Урюпин, Госоркестр России, Михайловский и Мариинский театры, Бамбергский симфонический оркестр, Оркестры Франкфуртского радио и Франкфуртской оперы, Оркестр Венского радио, Оркестр SWR, Немецкий симфонический оркестр Берлина, Миланский оркестр Верди, Токийский симфонический, MusicAeterna, Российский национальный оркестр, АСО Московской и Петербургской филармоний, оркестр «Новая Россия», Национальный филармонический оркестр России, оркестры Мадрида, Дублина, Хельсинки, Бухареста, Фукуоки, Палермо, Карлсруэ, Больцано, Бухареста, Пекина, Мюнхена, Лугано, Женевы, Брюсселя, Сингапура, Гвадалахары, Остравы, Дурбана, Праги, Клужа, а также оркестры и оперные театры всех крупных городов России и СНГ.

Симфоническая часть вечера обещает стать не менее удивляющей: впервые в Костроме прозвучит Симфония №2 «Четыре темперамента» датского композитора Карла Нильсена. Этого сочинения могло бы не быть, если бы композитор, работавший скрипачом в оркестре Датской королевской оперы, однажды не забрёл вместе с женой в… деревенский кабачок. Именно здесь Нильсену, потягивающему пиво, бросилась в глаза забавная лубочная картинка, в аллегорической форме представляющая четыре человеческих темперамента. Так появилась на свет симфония с одноимённым названием.

Как и Первая, Вторая симфония Карла Нильсена близка к традициям Иоганнеса Брамса и Антонина Дворжака, но стилистически довольно самостоятельна. И каждая её часть имеет не только темповое обозначение, но и темпераментное: холерическое аллегро, флегматическое аллегро, меланхолическое анданте и сангвиническое аллегро. И хотя картинка, вдохновившая композитора на создание симфонии, была пронизана иронией, Карл Нильсен надеялся, что публика воспримет его сочинение более чем серьёзно. Попробуем?   



1

Отзывы к мероприятию ««Галантная Европа: Вена, Мюнхен, Копенгаген»»

Федотова 06.02.2020 в 18:50
Очень понравилось
Оставить отзыв

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв

  • Все отзывы
  • Положительные
  • Отрицательные