Костромской губернский симфонический оркестр

Концертные залы
+7 (4942) 42-77-61
Костромской губернский симфонический оркестр

«Музыкальные столицы: Вена, Прага, Париж» 0+

 
Подпишитесь на мероприятия Костромы

Это почти детективная история. В 1945 году в Нью-Йорке вышла в свет книга немецкого музыковеда Альфреда Эйнштейна «Моцарт. Личность. Творчество», в которой автор утверждал: Второй концерт для флейты с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта – не самостоятельное сочинение, а переделка какого-то гобойного концерта. На это указывали и письма композитора, в которых тот упоминал концерт для гобоя, и некоторые детали в партитуре флейтового концерта. Позже выяснилось: Концерт для гобоя с оркестром в моцартовском наследии действительно существует.

Великий австриец написал его, скорее всего, в середине 1777 года – специально для итальянского гобоиста Джузеппе Ферлендиса. И звучал бы этот концерт для гобоя и звучал, если бы в скором времени Моцарт не получил заказ от голландского флейтиста Фердинанда де Жана – тот желал получить от гениального композитора четыре флейтовых квартета и три концерта для флейты с оркестром. К сроку, обозначенному де Жаном, Моцарт успел написать только три квартета и всего один концерт и тогда-то решил переделать гобойное сочинение во флейтовое – так появился Концерт №2 для флейты с оркестром. Правда, денег за эту хитроумную переделку он всё равно не получил. Зато теперь исходное произведение и его изменённый вариант украшают репертуар гобоистов и флейтистов по всему миру. В нашей программе прозвучит тот самый – первоначальный – Концерт для гобоя с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта.

Продолжит «моцартовскую часть» вечера Адажио для скрипки с оркестром великого Амадея. Между Моцартом и скрипкой существовала почти мистическая связь: в год, когда родился будущий композитор, его отец издал свою знаменитую «Скрипичную школу» – подробнейшее пособие для скрипачей. Сам же Вольфганг взялся за скрипку всего в четыре года, а в 1762 году, как гласит легенда, даже избавил отца от пошлины при въезде в Вену, сыграв таможенникам нечто виртуозное. Мальчик вырос в великого композитора – и, конечно, всю жизнь писал для скрипки. Шесть скрипичных концертов, Концертная симфония для скрипки и альта, Кончертоне для двух скрипок, два концертных рондо, Adagio и Andante, тридцать пять скрипичных сонат, два дуэта для скрипки и альта, дуэт для двух скрипок, камерные сочинения – скрипичное наследие Моцарта колоссально. Адажио слушаем вечером 28 октября.

  И сразу же из галантной Вены переносимся в послевоенный Париж, где вовсю сочиняет свою прелестную музыку Франсис Пуленк. Когда-то самый молодой и душевный из легендарной французской «Шестёрки», к 1956 году Пуленк – уже маститый композитор. Весной того самого 1956-го он получает письмо от Гарольда Спивэйка, представителя Фонда Элизабет Кулидж, с предложением сочинить камерную музыку в память об Элизабет – великой благотворительнице первой половины XX века. Вот уже несколько лет Пуленк мечтает приняться за написание сонаты для флейты и фортепиано – и, наконец, ему выпадает шанс осуществить мечту: в декабре 1956-го композитор начинает работу, а в самом начале лета 1957-го отправляет в Библиотеку Конгресса, где базируется Фонд Кулидж, завершённую рукопись. 17 июня сочинение впервые прозвучало на Страсбургском фестивале, партию флейты исполнил великий Жан-Пьер Рампаль, а американская премьера сочинения состоялась в Библиотеке Конгресса 14 февраля 1958 года и прошла с оглушительным успехом. Вечером 28 октября Сонату для флейты и фортепиано Франсиса Пуленка исполнят солисты Костромского губернского симфонического оркестра Евгения Бороздина (флейта) и Юлия Груздева (фортепиано).  

Завершит программу ещё одно американское сочинение европейского композитора: Струнный квартет №12 чеха Антонина Дворжака, так и названный – «Американским». Сам Дворжак уверял, что это сочинение, написанное в 1893 году всего за две недели в местечке Спилвилл штата Айова, вдохновлено национальной музыкой Штатов. Однако уже несколько поколений музыковедов не находят в квартете ничего аутентичного, кроме разве что звучания первой скрипки в третьей части, так напоминающего… пение американской птички пиранги. Но как бы то ни было, именно это произведение Дворжака стало отправной точкой для сочинений многих американских композиторов двадцатого века.  

Вместе с солистами Костромского губернского симфонического оркестра вечером 28 октября будет музицировать и приглашённый гость – гобоист, аспирант Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Василий Дмитриев



0

Отзывы к мероприятию ««Музыкальные столицы: Вена, Прага, Париж»»

Пока что нет ни одного отзыва
Оставить отзыв

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв

  • Все отзывы
  • Положительные
  • Отрицательные