В
истории русского и мирового искусства есть удивительное театральное
произведение, в котором люди изображают кукол. Это авангардистский балет
Игоря Стравинского «Петрушка», созданный специально для дягилевских
«Русских сезонов» в Париже в начале прошлого века. И вот спустя 103 года
после шумной парижской балетной премьеры Тульский Государственный театр
кукол решается на эксперимент не менее авангардистский, при этом
реализуя идею, которая, кажется, более логично интерпретирует сюжет
Стравинского и Бенуа. Действительно, зачем людям изображать танцующих
кукол? Может быть, куклам, наоборот, начать танцевать? И вот
петербургский режиссёр Александр Стависский в тесном творческом союзе с
засл. художником РФ Нелли Поляковой создают на тульской сцене потрясающе
яркую атмосферу масленичных петербургских балаганов с засыпанным
последним февральским снегом городом, ярмарочными каруселями,
райком-шарманкой старого фокусника. На фоне всеобщего веселья
разворачивается настоящая любовная драма: влюблённый в Балерину Петрушка
погибает от руки своего счастливого соперника Арапа. И вот на сцене
происходит настоящее чудо: благодаря виртуознейшей работе кукловодов
куклы начинают танцевать, как не смог бы и самый пластичный человек! При
этом актёры танцуют тоже. И в этом заслуга петербургского балетмейстера
Алексии Белавиной./
Без всякого преувеличения можно
сказать, что новый спектакль максимально реализует богатый актёрский
потенциал нынешней труппы театра. Безусловно, этой работе, прекрасно
решённой режиссёрски и сценографически, оснащённой множеством визуальных
эффектов, суждено занять особое место в репертуаре театра. Ей уже можно
предсказать счастливую фестивальную судьбу. Будем рады, если тульский
зритель, и маленький, и взрослый, по достоинству оценит эту серьёзнейшую
художественную работу.
режиссер-постановщик - Александр Стависский (г. Санкт- Петербург)
композитор - Игорь Стравинский
художник-постановщик - заслуженный деятель искусств России Нелли Полякова (г. Санкт- Петербург)хореограф - Алексия Белавина (г. Санкт- Петербург)
Либретто
Масленичное гулянье в Петербурге на Царицином лугу. В пестрой толпе веселящихся горожан - люди всякого сословия и звания.
Появляется Директор Театра, который гипнотизирует гуляющую толпу игрою на флейте и представляет всем свой маленький балаганчик, в котором движутся как живые забавные куклы - Арап, Петрушка и Балерина. Зрители в восторге. Между Петрушкой и Арапом возникает соперничество из-за прекрасной, но ветреной Балерины.
Петрушка, оставшись один, тоскует о своей возлюбленной. Его обуревают тягостные предчувствия о скорой смерти. Неожиданно рядом с ним оказывается Балерина. Петрушка счастлив Они весело танцуют, но вдруг, Балерина вновь оставляет его. Петрушка в отчаянии бросается к Директору Театра, молит о помощи, грозит, негодует, но все бесполезно. Балерина не вернется. От нахлынувших чувств Петрушка падает в обморок.
Комната Арапа. Арап возлежит на оттоманке и скучает. Он полон восточной неги. Неожиданно в его руках оказывается кокосовый орех, который занимает его. Он пытается расколоть орех своей кривой саблей.
Раскрывается дверь, и на пороге появляется Балерина. Арап пытается ее обнять. Внезапно к ним врывается Петрушка. Он в исступлении носится по комнате. Арап выталкивает Петрушку. Балерина восторгается храбростью и силой Арапа и падает в его объятия.
Снова масленичное гулянье. Крутится карусель, горожане пляшут, чтобы согреться, у них под ногами снуют чертенята. Шарманщик крутит свою шарманку. Цыган с Медведем потешают народ. Танцующих развлекает карлик с трубой. Чертенок устраивает суматоху и неразбериху. Появляется Государыня Масленица – огромное соломенное чучело, вокруг которой затевается хоровод.
Неожиданно в гуляющую толпу вбегают Петрушка и Арап. У Арапа в руках огромная кривая сабля. Арап бьет Петрушку саблей. Раненый Петрушка опускается на снег. В отсветах догорающей Масленицы ему чудится Балерина - его Прекрасный Идеал, которая кружится в хороводе снежинок. Петрушка умирает. Появляется Директор Театра и показывает публике, что ничего страшного не произошло – это только кукла. Он пытается продолжить представление, но с куклой что-то случилось. Вероятно, она сломана. Огорченный Директор уходит, оставив свой театрик на опустевшей площади. Идет снег.
Внезапно в тишине раздается пронзительный крик. Это Петрушка в своем балаганчике - такой же живой, как и прежде!