Тверская академическая областная филармония

Филармонии
+7 (4822) 34-64-34
Тверь, пл. Театральная, д. 1

Концерт к Международному дню музыки 6+

В Международный день музыки Тверская академическая филармония приглашает на классический концерт. В первом отделении программы – А. Вивальди. Concerto grosso ре минор; А. Корелли. Concerto grosso № 8 соль минор. Во втором отделении – Дж. Перголези «Stabat Mater».

На сцене:

Губернаторский камерный оркестр «Российская камерата» (главный дирижер – Андрей Кружков)

Губернаторский камерный хор «Русский партес» (главный хормейстер и дирижер – Максим Перадзе)

Солисты: Анна Мильтонян (скрипка), Ирина Евдокимова (скрипка), Александра Селиверстова (виолончель), Александр Удальцов (орган).


1

Отзывы к мероприятию «Концерт к Международному дню музыки»

Олег 05.10.2023 в 10:54
1 октября - Международный день музыки (International Music Day) - в Тверской академической филармонии открытие 54-го фестиваля «Музыкальная осень в Твери».
Губернаторский камерный оркестр «Российская камерата» (главный дирижер – Андрей Кружков) + Губернаторский камерный хор «Русский партес» (главный хормейстер и дирижер – Максим Перадзе) = моя третья попытка услышать музыку, к которой я особенно расположен, в исполнении музыкантов, чье мастерство и звучание я так стремился услышать.
Зал, кажется, был полон. Я сидел в партере, а не на балконе, как обычно, обзор был ограничен, но возьмусь-таки утверждать - полон.
И вот началось. Под аплодисменты немного заждавшейся публики, выходят музыканты "Российской камераты". Маэстро Кружков во фраке. Это несколько менее эффектно, чем черная блуза, но гораздо стильнее, чем "пинджак с отливом".
Без лишних слов, оркестр исполнил, как я понял, первую часть (Allegro) увертюры к опере "Олимпиада" (1734) Антонио Вивальди.
Совсем недавно, 10 января 2022 в Концертном зале им. П. И. Чайковского в Москве состоялась Российская премьера этой оперы в концертном исполнении.
Концерт начался и этим стремительным вступлением характер его был определен и задан. Публика была воодушевлена и оживлена.
Милая молодая женщина сообщила собравшимся об открытии фестиваля, последовала "прекрасная" :) официальная часть с награждениями музыкантов, аплодисменты, поздравления награжденных, затем краткое знакомство с композиторами, чьи Concerto grosso нам предстояло услышать.
Открывал первое отделение концерта Арканджело Корелли. Concerto grosso соль минор, op. 6 № 8 для двух скрипок, виолончели, струнного ансамбля и basso continuo. В 6 частях. Концерт имеет надпись 'Fatto per la Notte di Natale' ("Сделано в ночь на Рождество").
Уважаемой публике было предложено не аплодировать между частями. Разумное предостережение. Опытные телезрители, оказавшись в филармоническом зале, могут случайно забыться и начнут делиться впечатлениями с соседкой или соседом прямо во время исполнения. Или решат заполнить неловкую паузу между частями аплодисментами... Ну, как дома. :)
Части не считал, но по ощущениям концерт Корелли звучал как-то совсем недолго. А может быть я о чем-то задумался. Барочная музыка умиряет, обволакивает. Непроизвольно, вслед за солирующими инструментами, сам, внутри себя, начинаешь им "подыгрывать", предугадывая еще не прозвучавшую ноту. И когда попадаешь в ноту, тако-о-ой ка-а-айф :))
Оказывается барокко можно слушать как джазовую импровизацию :))
Затем зазвучала музыка Антонио Вивальди. Concerto Grosso для двух скрипок и виолончели с оркестром Ре Минор, Соч. 3 № 11 (1. Allegro, 2. Largo E Spiccato, 3. Allegro).
Не уверен (давно не видел и не слышал), но показалось, что состав камераты заметно изменился, расширился, звучание стало менее ансамблевым и более оркестровым.
Все, кто сознательно прожил 90-е годы прошлого века, на лету узнают музыку Вивальди. Что только не рекламировали под его "Четыре сезона". От банков до "жвачки" :).
Вивальди - необыкновенно плодовитый композитор и музыкант-виртуоз.
И вновь время словно ускорилось. Несколько минут и уже финал. :) Так бывает всегда, когда слышишь то, что любишь слушать. Зал не скупился на аплодисменты, крики одобрения.
Антракт.
Второе отделение. Я христианин и пришел не только из-за любимых мною музыкантов, но прежде всего из-за "Stabat Mater" Джованни Перголези. Мне было очень интересно, как можно в музыке и её исполнении выразить то, что мне представляется главным в тексте этой средневековой католической секвенции
«Stabat Mater dolorosa» (Стояла мать скорбящая»)...
=======================================================================
О, мать, источник любви!
Дай мне почувствовать силу страданий
И скорбеть вместе с тобой.
... ... ...
Позволь мне рыдать с тобою,
Сострадать Распятому,
Пока я буду жив.
=======================================================================
Я слышал это музыкальное произведение и ближе всего по настроению и звучанию мне исполнение с солирующими Philippe Jaroussky, countertenor и Emoke Barath, soprano.
Но очень хотелось услышать "своих" :)) Ими оказались Эмма Штуко (сопрано) и Ольга Атрохова (меццо-сопрано).
Немного напрягло участие органа, он ведь тихо не умеет :))
И любимый мною хоровой коллектив - "Русский партес"...
Как это всё будет звучать?
20 минут ожидания в антракте и вот первые звуки. В первой части солистки молчали, звучал хор. Повеяло Баховскими "Страстями". Масштабно. Мощно. Но как это согласуется со смыслом текста? А это зависит от того, как этот текст понимать. Как его понимают люди не религиозные? Не христиане? Да, и христиане, видимо, понимают его по разному. Это очень личный текст. Сострадание страждущему знакомо многим. Надеюсь. Всё еще надеюсь. Сострадание Сыну Человеческому, Сыну Божиему - это все же иное психо-эмоциональное состояние. Как это выразить музыкой? Исполнением её, как выразить?
Я принял то выражение, которое было мне предложено.
Профессионально всё исполнено было превосходно. Такого звучания "Камераты" я еще не слышал.
Да, вот такой момент, я, конечно, туговат на ухо, но так и не сумел выделить в общем звучании орган. Остальные инструменты (и их группы) легко находятся, а вот органа так и не услышал. Я не был этим расстроен, вовсе нет, значит уровень громкости звучания этого мощного инструменты был выставлен очень точно. Он был и при этом никого не покрывал :)
По завершении концерта было все, что положено: аплодисменты, овация, крики "Браво!". Затем к уважаемой публике обратился Белов Владимир Викторович. Говорил много и хорошо. По делу. Решил немного просветить слушателей и объяснил нам разницу между "Браво!" и "Брава!". Я не филолог и не любитель оперного музыкально-театрального жанра. Принял к сведению мнение профессионала. :)
Вечер удался.
Оставить отзыв

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв

  • Все отзывы
  • Положительные
  • Отрицательные