![]() |
Воронежский государственный академический театр драмы им. А. КольцоваТеатры
|
|||
8 (473) 2-555-472
Воронежский государственный академический театр драмы им. А. Кольцова
|
1 декабря на сцене Театра драмы при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Департамента культуры Воронежской области состоялась большая премьера - "Маскарад" М.Ю. Лермонтова.
Это история, которая никогда не утратит своей актуальности.
Петербург, тридцатые годы XIX века; любовь, коварство, предательство, интрига, жестокое общество, в котором живёт человек; невинная жертва обстоятельств и законов своей среды.
«Маскарад» - драма в четырёх действиях - была создана М.Ю.Лермонтовым в 1835 году (опубликована в 1842 году). Со дня её первой постановки на сцене Александринского театра в Петербурге в середине XIX века и до настоящего времени пьеса была чрезвычайно востребована на театральных подмостках. К сюжету «Маскарада» обращались как драматические театры, так и театры оперы и балета; в 1941 году на Ленфильме состоялась экранизация драмы.
Кольцовский театр впервые за долгое время обратился к знаменитой пьесе. Творческая группа предлагает зрителю полностью "лермонтовскую", классическую историю о конкретных людях с их страстями, страхами и надеждами.
33
Отзывы к мероприятию «Маскарад»
Ну что ж, пришло время разгадывать психологические ребусы в пьесе М.Ю.Лермонтова «Маскарад».
Ритмоформула мировоззрения персонажей в контексте трех китов мироздания - «жизнь как игра», «жизнь как бал», «жизнь как маскарад»:
«Колесо вертелось счастья…Один был вознесен, другой раздавлен им» (речь Арбенина, 1действие, 1 сцена). В таких незатейливых условиях игроки ставят на кон свою жизнь, карьеру, репутацию, всё, что угодно, оправдывая мнимыми кодексами игры. В эту воронку игры попадают практически все, кто притрагивается к игре в «штосс» (похожа на «фараона», в которую играли в то время, о чем упоминается в сочинениях Пушкина «Пиковая Дама», «Евгений Онегин»). Как мы понимаем, спасительный круг в такой ситуации совсем не предусмотрен, ибо азарт важнее всего, он закрывает все горизонты, видимые и невидимые.
Что же мы видим??? Навязанные светским обществом шаблоны, в рамках которых все играют свои роли на маскараде в доме Энгельгардта, действительно существовавшего не только на страницах пьесы, как символический объект, привязка к действию. Так, географически здание расположилось в Петербурге на углу Невского проспекта (дом 30) и набережной канала Грибоедова (дом 16). Праздное времяпрепровождение, ни к чему не приводящее, бессмысленное, результатом чего явилась потеря злосчастного парного браслета Нины, не удосужившейся придать значение потере, на которую указывали не раз несколько людей. Эта отправная точка, из-за которой случился весь конфликт. Скучающая вдова (баронесса), ищущая приключений, нашедшая сначала браслет, потом решившая остаться незамеченной, указала принадлежность браслета (Нина). Наверное, тень презрения Лермонтов бросил на отсутствие имени баронессы, указав лишь фамилию (Штраль), как у большинства "масок"пьесы, по которым мы ориентируемся.
Могу с уверенностью сказать, что большинство персонажей статичны по своей сути, не подвергаются вообще никакому развитию. Что их объединяет? Легкомысленность в поступках, действиях. Что отличает? Степень и сложность фальшивости поведенческой линии, наличие рационального начала или его отсутствие.
Большая динамика отмечается в образах Арбенина и князя Звездича (встреча двух полярных личностей, схожих лишь в любви к игре). Вокруг Арбенина собирается и концентрируется весь негативный контекст происходящего. Он притягивает и магнетизирует людей вокруг, не доверяя никому, подозревает всех во всём, потому что сам не является образцом порядочности. Мефистофельский тип личности.
Главная интрига перед просмотром пьесы в театре драмы: режиссерская концепция воплощения пьесы – это 1) репризное прочтение или новаторское обновление «ветхого» текста?; 2) как отразится динамическая линия, усиливающаяся от первого действия и до развязки 4-го?; игра актеров (их личностная позиция к персонажам); 5) какие аспекты более всего «подсвечиваются» в общей драматургии пьесы?.
Да, на сцене представлена современная реализация лермонтовского текста: жесты актеров, движения, скорость и манера произнесения текста, одежды, декорации (полное их отсутствие; камни, нависающие над персонажами не в счет). В игре актеров великолепно была передана присущая Лермонтову легкость и изящность текстовых стихотворных строк. Профессионально и интонационно выразительно, насыщенно звучали монологи Арбенина (Сергей Карпов), Баронессы Штраль (Дина Мищенко), Нины (Мария Щербакова).
Опять же, символизм пронизывает весь спектакль, отраженный через камни (ветхозаветные мотивы - побивание камнями неугодных, обрушение камней на город, крушение Вавилонской башни и т.д.) и через музыкальные ремарки (для каждого эпизода было подобрано в нужной тональности произведение, отражающее эмоциональное состояние конкретного персонажа, либо группы "масок"). Например, в сцене перед отравлением звучит ре-минорное современное сочинение, явно отсылающее своими схожими интонациями слушателя к Реквиему Моцарта. В сцене, где Нина играет и поёт романс (3 действие, 1 сцена), звучит ария Нормы "Casta Diva" (партия вокала и сопровождения полностью в рояльном исполнении. Действительно, зачем слова, когда их слушать и слышать некому? Очень тонко подмечено).
Но, очки вместо масок это конечно странный выбор...
Да и в целом, мало костюмов из прошлого. Понятно что подобная история может произойти и в наше время, но мы пришли смотреть на историю, описанную Лермонтовым.
Тоже я могу сказать про костюмы актёров. Современные рубашки и брюки, один или двое были в сюртуках. Вместо масок, которые должны покрывать большенство лица, очки, разукрашенные очки.... Платья были слишком короткие для того времени, причёски обычные. В общем нет чувства попадания в прошлое.
Игра актёров это вообще отдельный разговор, если заслуженный артист разыграли только во втором актёров... Единственный кого могу выделить это актёры, которые играли Князя и Шпитца. Князя именно так и представляешь, великовозрастный мужик, у которого все мысли как затащить дамочку, ну а Шпитц сплетник, но как они сыграли, просто великолепно.
Спасибо всему творческому коллективу за такой праздник души!
Хореография действительно, несколько сырая, но ее эпизодичность это прощает. Непростительно, разве что, жесточайшее наигрывание Карпова в финальной сцене - ну не идёт Арбенину такое водевильное, дешёвенькое заламывание рук, не идёт - при всем уважении к Сергею Викторовичу.
В остальном же, впечатление более чем приятное. Спектакль однозначно стоит и посещения, и уже традиционных оваций стоя.
Спасибо!
Молодые актеры напротив- порадовали. Хочу отметить прекрасную игру Маши Щербаковой, Славы Гардера, Романа Слатвинского. Игроки заворожили своими движениями, синхронно, красиво
Актеры играли с полной отдачей. Живо, эмоционально, интригующе, на высоте!
Декорации интересная находка. Музыкальное сопровождение огонь!
Костюмы в духе времени.
Спасибо за такой потрясающий спектакль!
Все понравилось: и декорации, и сама постановка, и игра актеров!
Большое спасибо за прекрасно проведенное время!
Смотрели на одном дыхании, впрочем, как и другие постановки.
Любим наш драмтеатр❤
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв
- Все отзывы
- Положительные
- Отрицательные