МБУК «Дворец культуры»Другие
|
||||
+7 (3919) 75-31-24, +7 (3919) 75-33-93
МБУК «Дворец культуры»
|
В камерном концерте солистов оркестра musicAeterna прозвучит поздний шедевр Людвига ван Бетховена – cтрунный квартет № 14. Сам композитор считал его лучшим из всех квартетов, написанных в 1820-е на волне вдохновения, вызванной заказом русского меломана и мецената, князя Николая Голицына. Сочиняя один квартет, композитор делал наброски следующих, а размышляя о создании Десятой симфонии или музыки к «Фаусту» Гёте, продолжал увлеченно работать с камерным жанром, делая в нем открытия, опережающие время.
Современники Бетховена воспринимали его последние квартеты со смешанными чувствами. «Для фанатиков, поклоняющихся ему, — это экстаз непонятного гения, для поклонников, которые жалеют его, — это угасший гений, который иногда еще испускает блестящий свет», - так звучит лейтмотив французской критики 1820—30-х годов. Немецкие композиторы-романтики, напротив, обнаруживали в поздних квартетах и, в особенности, в квартете № 14 неслыханное прежде совершенство. Франц Шуберт после прослушивания квартета до-диез минор сказал: «Что нам остаётся писать после этого?». Роберт Шуман писал, что квартет обладает «величием, которое нельзя выразить никакими словами. Мне кажется, что он стоит на крайней границе всего, что было достигнуто человеческим воображением».
Квартет № 14 поражает и неклассической семичастной структурой, в которой не соблюдаются никакие каноны жанра, и необычным тональным планом, и непривычной работой с тематизмом. Первая часть квартета – медленная фуга, навевающая аллюзии с фугой до-диез минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха. Под темой фуги Бетховен написал: «Только хвала того, кто сам заслужил похвалу, может радовать». Эта тема повторится и совершенно по-новому прозвучит в финале цикла – крайне нетипичное решение для квартетного цикла эпохи классицизма. Вторая часть квартета внезапно переносит исполнителей в тональность ре мажор. Сонатное аллегро основано на танцевальной мелодии главной партии и, по сути, монотематично – побочная партия почти не проявлена и не вступает в столкновение с основным тематическим комплексом. Третья часть – интродукция и патетический речитатив. Четвертая – тема с семью вариациями и кодой, в которой место классицистского принципа единства занимает свободный полет фантазии: на каждом шагу вариационного цикла Бетховен демонстрирует внезапные смены образов и настроений, удивительные фактурные комбинации и мелодические обороты. Пятая часть – скерцо, наполненное удалым юмором и музыкальными шутками на грани фола. Шестая – жалобная песнь, которая служит интродукцией к финалу всего цикла. Седьмая, заключительная часть квартета – бурная сонатная форма, о которой Рихард Вагнер писал: «Это пляска самого мира: дикое веселье, горестная жалоба, восторги любви, высшее блаженство, горе, бешенство, сладострастие, страдание; там сверкают молнии, гремит гром — и надо всем этим высится сам исполинский музыкант, заставляющий все подчиняться себе, гордый среди вихря и водоворота, смело идущий к бездне; он улыбается, потому что все эти чары были для него только шуткой. Теперь манит его ночь; его день свершен».
Исполнение Четырнадцатого квартета Бетховена предварит вступительное слово Владислава Песина – одного из концертмейстеров оркестра musicAeterna, знатока исторически информированного исполнительства, солист musicAeterna contemporana. История создания квартета № 14, личные мотивы, побуждавшие композитора к творчеству и мешавшие ему, особенности структуры и тематизма, на которые стоит обратить внимание слушателям – все это станет предметом разговора.
1
Отзывы к мероприятию «Камерный концерт солистов оркестра musicAeterna»
Мы рады, что Вы получили удовольствие отконцерта
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв
- Все отзывы
- Положительные
- Отрицательные