Чепурнова Диана
14.12.2023 в 12:26
Оптимистическая трагедия. Только в конце я окончательно поняла точность названия. Это очень сильная постановка, не для отдыха и полёта души, но для того, чтобы вспомнить, подумать, найти своё ощущение, с кем же из тех согласен именно ты, какова твоя позиция. Это из тех постановок, что заставляют, стимулируют обращаться к истории, к источникам, чувствовать себя не безвольной необразованной серостью, а человеком, способным занимать какую-то позицию и иметь своё мнение. Весь спектакль - это как будто некие урывки прошлого и настоящего (не наших годов настоящего, а тех, когда-то прошедших), как будто в темном кинотеатре между мини-картинами на экране всё гаснет и просто чернота, и вот потом ты снова смотришь следующую картину. Очень яркие, где-то утрированные образы, и именно из-за этой нарочитости высвечиваются те характерные черты людей, которые хотел показать автор. Как интересна трансформация образа комиссара - сначала фифа в шляпке, чулочках и с игрушечным зайцем на пояске (вы только подумайте, как это говоряще!!!), но с неизменным планшетом и часто стреляющим пистолетом, потом чуть проще, уже в шальке и ботах, и стяг/флаг уже реже появлялся на её плечах. Безумно хороша идея с "катком революции/жизни/времени/войны", эту роль исполняли пустые большие пластиковые бутыли с пучками красных гвоздик, стеной катаемые на жертв, которые от них кубарем и с криками, стонами волочились по полу. Горькое зрелище. Что интересно, сначала движущей силой этих бутылей были матросы, ухарски, энергично, звучно и быстро сгребавшие ими жертву без сожаления и сомнений, потом - всякие разные люди, уже не так яро, но так же методично, а в конце, как бы "в наши дни" - это русские бабы, замученные, равнодушные, уже гораздо более медленные, как в забытьи, по привычке. Все актеры великолепно хороши, и хоть "массовка" не поименована в программе пофамильно, они заслуживают такого же почитания и восхищения, как все остальные. Великолепны!!! Замечательно сделан и отыгран образ Вожака, такого большого, объемного и неспешного вожака стаи. Офицер сыгран безупречно! Это его заикание, торопливость, жесты просто чудесны, я восхищалась всю постановку. Бабка-уборщица, она же старуха с кошельком, она заставила меня восторгаться своим талантом еще в Сорочинской ярмарке, хотя там была небольшая роль жены попа. Здесь же она играли такой собирательный образ матери, любящей бездумно и всех-всех своих детей, наивно и всем сердцем. Подружка сказала, что это собирательный образ вообще России в целом. Ее убивают столько раз, в нее стреляют постоянно, ее несправедливо осуждают, а они все равно любит. Замечательный образ, замечательная актриса. В целом же спектакль о том, как какая-то часть людей поверила, просто поверила другим людям, их идеям, их мировоззрению, и пошла с ними, за ними, не жалея себя, других, страну, веру, устои, и вот что из этого вышло, ценят ли теперь это свершение, нужно ли оно было, на что оно повлияло - каждый решает сам. И красной нитью через весь спектакль несколько раз повторявшийся танец под песню Imagine Dragons - Believer. А в припеве-то, в припеве-то!!!! Исконно русское "едрить твою налево, направо" )))) ой товарищи, это прямо перчик и вишенка всего спектакля! И много таких интересных ходов, приемов, находок в визуале спектакля можно назвать. И вот вся эта посмотренная катавасия вызывает горячее желание встречи после спектакля как минимум с режиссером, чтобы поспрашивать его про постановку, про решения, про символизм того и иного. Очень хочется обсуждать увиденное и делиться своими впечатлениями, искать истину, которая всегда где-то рядом и всегда у каждого своя. Спектакль - огонь!