Новокузнецкий драматический театрТеатры
|
||||
+7 (3843) 743-043
Новокузнецкий драматический театр
|
Площадка: Малая сцена
Тип события: Спектакли
Александр Пушкин
Граф Нулин
водевиль
16+
Муж уехал, жена скучала, приехал прекрасный граф, который возжелал Наталью Павловну, но ничего не вышло. Короткая шуточная поэма «Граф Нулин» написана Александром Пушкиным как анекдот-пародия на историю Тарквиния и Лукреции Шекспира («The Rape of Lucrece»).
Спектакль продолжает озорные поэтическо-водевильные настроения произведения, при этом говоря и на тему необъятной русской души, тоскующей о высоком. Иногда томящейся, жаждущей прекрасного и вновь оказывающейся перед бескрайней пустотой действительности.
Пушкин написал свою поэму всего за два утра 13 и 14 декабря 1825 года во время ссылки в Михайловском. Как раз в это время произошло восстание декабристов на Сенатской площади. «Бывают странные сближенья…» – сказал поэт.
Удивительно, но спектакль «Граф Нулин» тоже поставлен лишь за два дня. Впервые он был показан как эскиз в рамках лаборатории «Пушкин и девушки», приуроченной к 225-летию А. С. Пушкина. Эта работа была единодушно признана зрителями и критиками ярким и цельным сочинением и без изменений принята в репертуар театра.
Постановочная группа:
Режиссёр, художник – Мария Романова
Помощник режиссёра – Анна Морозова
Действующие лица и исполнители:
Граф Нулин – Андрей Грачёв
Наташа – Наталья Курлыкова
Параша – Вера Заика
Муж – Анатолий Нога
Автор – Евгений Лапшин
Продолжительность спектакля – 40 минут
Премьера состоялась 12 марта 2024 года
Фотографии
4
Отзывы к мероприятию «Граф Нулин»
До спектакля я открыла аннотацию. Граф Нулин – пародия Пушкина на пьесу Шекспира «The Rape of Lucrece». В Википедии название перевели как «Обесчещенная Лукреция». Но давайте называть вещи своими именами – «Изнасилование Лукреции».
Вкратце. Тарквиний возжелал жену своего друга Лукрецию. Ночью он приходит к ней и угрожает, что убьёт раба, а затем её, если она не переспит с ним. А людям скажет, что застал Лукрецию и раба в объятиях.
Тарквиний насилует Лукрецию. Она рассказывает об этом мужу и убивает себя. И Тарквиния за это...🥁изгоняют! Всего лишь изгоняют! Я не знаю тут смеяться или плакать.
Зная содержание пьесы Шекспира, я пришла на спектакль. Оказалось, что Пушкин решил представить, что жертва даёт отпор. Наташа при попытке домогательства даёт Нулину пощёчину. Позже Наташа и её муж расскажут всем про домогательство и граф Нулин поутратит репутацию.
Соразмерно? Более-менее. Ситуация гораздо лучше, чем в пьесе Шекспира.
Но смешно ли это? Ничуть. Безусловно, я рада тому, что Наташа отстояла себя и изнасилование не свершилось. Я испытала облегчение, когда муж встал на её сторону.
Но это не комедия. Большую часть спектакля я сидела в напряжении.
Из положительного.
Мне понравилась забавная поза графа Нулина, когда его вносят, и сцена, где он поёт. Мне также понравилась игра Натальи Курлыковой.
Персонажи.
Муж Наташеньки. Изменщик. В начале была сцена со служанкой Парашей, где он за ней ухлёстывает.
Наташенька. Главная героиня. Среди всех персонажей я сопереживала только ей. Но! Пушкин её описывает в насмешливых и даже пренебрежительных тонах. А-ля:"Воспитана была не в отцовских нравах. Училась в женском пансионе у иммигрантки. По дому не хозяйничает, только читает длинные любовные романы". Здесь хочется спросить:"Ну и?!"
Что в этом плохого? Она живёт в своё удовольствие, ей можно только позавидовать. Здесь будет логично предположить, что Пушкин имеет представление об определённой роли женщины. Что она должна заниматься хозяйством, например. Это сексизм, свойственный прошлому, но никак не настоящему.
Граф Нулин. Обожает запад, в речи мешает французский и русский. Насильник, поскольку увидев спящую женщину не ушёл, а посмел её коснуться.
Конечно, Александр Сергеевич не рисует из Нулина положительного персонажа. Но некоторые моменты заставляют насторожиться. После домогательства он применяет к Нулину слово "оскрблённый", а чуть позже говорит, что Нулин "обиделся".
Может ли так чувствовать себя насильник? Конечно, может. Но на кой чёрт, простите, нам эмоции насильника? С чего бы зрительнице/читательнице это было бы интересно?
Возможно, Пушкин пытался высмеять насильника. Но вот что я вам скажу, насилие – это не смешно. Нельзя так шутить про насильника, как будто он маленький нашкодивший мальчик.
После спектакля остаётся два вопроса: "Какой посыл был у Пушкина?" и "Какой посыл у Марии Романовой?".
В худшем случае посыл:"С**а не захочет, кобель и не вскочет". А-ля:"Что ты сделала, чтобы тебя не изнасиловали?"
В лучшем же – призыв к отстаиванию своих границ. Сменить страх на злость. Оцепенение на действие.
Но в обоих случаях посыл не ясен. И я считаю это провалом данного спектакля.
В связи с вышесказанным мне непонятно почему вообще Марию заинтересовал данный текст. Рискну предположить, что Мария была пока не готова сделать чёткое высказывание и решила просто для начала пробудить дискуссию. Если так, то это похвальное желание. Вот только претворить его в жизнь не вышло.
Многие, как и я, не поняли, но покинув зал они так и не задумаются.
Некоторые, что ещё хуже, посмеялись над насильником и забыли.
А между тем в мире эпидемия фемицида. В России большая проблема с безнаказанностью насильников. В таком мире фокус на жертву или нейтральная позиция просто неуместны. Вы будто вне контекста.
Непонятно. Неинтересно. Неактуально.
сквозь призму времени проблемы всегда одни. о многом задумалась.
длительность спектакля около 40 минут, такой хронометраж для меня нов, но действие было настолько насыщенно событиями, что времени, как такового, не ощущается совсем.
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв
- Все отзывы
- Положительные
- Отрицательные