Государственный театр Оперы и Балета Республики Саха им. Д. К. Сивцева-Суорун Омоллоона

Театры
+7 (4112) 36-06-90
Государственный театр Оперы и Балета Республики Саха им. Д. К. Сивцева-Суорун Омоллоона

Балет "Сильфида" 12+
24 января 2025 18:30

Балет «Сильфида» в двух действиях занимает особое место в истории музыкального театра. Данная постановка вошла в историю балета и до сих пор ставится на всех крупнейших сценах мира (до этого была еще одна - французская постановка балета «Сильфида» на музыку Жана Шнейцхоффера в хореографии Филиппо Тальони, но она быстро сошла со сцены). Премьера довольно громко заявила о себе в 1836 году на сцене Королевской оперы Копенгагена. Музыка была написана Херманом Левенсхольдом, который обогатил партитуру исконными шотландскими мелодиями, хореография же принадлежала датскому балетмейстеру Августу Бурнонвилю, чей изящный стиль стал эталоном, а владение им сегодня рассматривается как признак высокой хореографической культуры балетной труппы. Впервые танец, потеснив в правах пантомиму, стал основным выразительным средством, наполнился глубоким лирическим подтекстом. Ведущая тема – разлад мечты и реальности – впервые получила впечатляющую наглядность в Сильфиде. Нежная история о любви и недосягаемости идеалов – тонкое размышление о хрупкости счастья. В балете использован сюжет фантастической новеллы французского писателя Шарля Нодье «Трильби» по мотивам шотландских легенд. Действие происходит в деревне. Сильфида, дух воздуха, влюбляется в юного шотландца Джеймса и является ему не то во сне, не то наяву. Разрываясь между собственной невестой и Сильфидой, Джеймс выбирает последнюю и следует за ней. Однако свободное порхание нимфы страшит Джеймса: в любви главное для него – крепкая привязанность, ради которой он готов пойти на все. Верная погибель венчает запретные так и не начавшиеся отношения главных героев, а вдали уже проходит свадебное шествие – невеста Эффи выходит замуж за другого - односельчанина Гурна, как и предсказывала старая колдунья Мэдж. Первую исполнительницу заглавной партии в балете «Сильфида» Марию Тальони (в балете на музыку Шнейцхоффера) называли подлинным чудом — именно тогда ею был продемонстрирован абсолютно новый танец на пуантах. Она впервые поднялась тогда на пальцы, не для эффекта. Героиня Тальони казалась существом сверхъестественным: не женщиной, а духом, попирающим законы притяжения, когда танцовщица «скользила» по сцене, почти не прикасаясь к полу, и замирала на миг в летучем арабеске, будто поддерживаемая чудесной силой на острие выгнутой стопы. Изощренной техники зрители словно не замечали, так бесшумны и легки были ее полеты, так безыскусна ее чарующая грация. Ныне подобные позы и приемы стали неотъемлемыми элементами классического балета. Кроме того, балерина вышла в новом одеянии – легкой белой тунике, подчеркивающей эфемерность всего облика. Туника стала первой балетной юбкой-пачкой, она не сковывала движений и придавала необычайную свободу. Танец сильфид, начисто лишенный бытовых примет, будучи тогда новшеством, через много лет станет называться «классическим». За долгую сценическую жизнь «Сильфида» нисколько не утратила своей прелести и очарования. Шедевр романтической поры восхищает и радует всё новые поколения. Его поэзия пленяет наших современников, а первозданная красота хореографии дарит высокое эстетическое наслаждение и исполнителям, и зрителям. В Якутске премьера балета была представлена в редакции народной артистки СССР Габриэлы Комлевой (Мариинский театр, Санкт-Петербург); художник-постановщик – Елисей Шепелев (Мариинский театр, Санкт-Петербург); дирижер-постановщик – Николай Пикутский; ассистент балетмейстера-постановщика – Елена Воронцова (Мариинский театр, Санкт-Петербург). Премьера состоялась 15 июня 2016 г. Спектакль был показан за пределами республики, в городах Великий Новгород и Смоленск (2016).